Отключит ли Надзор абонентов МГТС?


Новогодним подарком Россвязьнадзора МГТС стала выдача оператору предупреждения о приостановлении действия лицензии.

Как сообщает пресс-служба Россвязьнадзора 28 декабря 2006 года за неисполнение ранее выданного предписания Управление Россвязьнадзора по Москве и Московской области вынесло ОАО "МГТС" предупреждение о приостановлении действия лицензии на оказание услуг местной телефонной связи. Претензии Россвязьнадзора к МГТС связаны с невыполнением оператором требований к порядку формирования экономических условий пропуска трафика. Нарушение выражается в установлении компанией МГТС лимита трафика для произведения расчетов с присоединенными компаниями, что не предусмотрено установленными Россвязьнадзором для МГТС предельными ценами на услуги пропуска трафика.

Если не рассматривать по существу выявленные нарушения, то принципиальным в этой ситуации является вопрос о возможном приостановлении действия лицензии МГТС на местную телефонную связь. Формально уже сейчас Россвязьнадзор имеет все основания для принятия такого решения. В соответствии с пп.3 п.2 ст.37 закона "О связи" лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.

Невыполнение именно предписания является основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Проверка выполнения ранее выданного предписания проведенная Управлением Россвязьнадзора по Москве и Московской области с 20 по 26 декабря 2006 установила факт невыполнения МГТС предписания. В этой ситуации вынесение оператору предупреждения о приостановлении действия лицензии по сути лишь продлило срок устранения нарушения, хотя и юридически необходимости в этом не было. Вместе с тем с практической точки зрения действия Россвязьнадзора в этой ситуации вполне понятны. Абонентская база МГТС превышает 4 млн. абонентов, среди которых органы государственной управления и правопорядка, пожарные службы, больницы и т.д.. Приостановление действия лицензии компании породило бы ряд проблем, в том числе снижение эффективности работы органов государственной власти, проблемы в экономической сфере и обеспечении правопорядка. Поэтому сценарий приостановления действия лицензии МГТС маловероятен.

Применительно к крупным операторам, особенно фиксированной связи, Россвязьнадзор выявляя нарушения вынужден искать меры воздействия не связанные с приостановлением действия лицензий таких операторов. Факт невыполнения предписания крупным операторам не единичен. Так в мае 2006 года Россвязьнадзором было установлено невыполнения предписания ОАО "Комстар-ОТС" в части порядка пропуска междугороднего и международного трафика. И в этом случае лицензия Комстар не была приостановлена. За неисполнение предписания компания была привлечена судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Основной проблемой в практики контрольной деятельности Россвязьнадзора в отношении крупных оператор является отсутствие у Федеральной службы адекватных и эффективных мер воздействия на таких оператор. Сейчас, Россвязьнадзор реализуя свои функции обязан обеспечивать конкурентную среду на рынке услуг связи. И в случае с претензиями Федеральной службы к МГТС, в том числе, решаются задачи защиты экономических интересов альтернативных операторов. В определенной мере эти функции дублируют функции Федеральной антимонопольной службы. Однако в отличие от антимонопольного законодательства, нарушение которого влечет довольно крупные штрафы для компаний нарушителей и уголовную ответственность для их руководителей, единственным значимым инструментом воздействия Россвязьнадзора на операторов-нарушителей является приостановление действия их лицензии. Но этот инструмент не адекватен т.к. чреват созданием сложностей абонентам таких операторов. Что касается административного преследования крупных операторов за неисполнение предписания то максимальный штраф в отношении юридических лиц по ч.1 ст.19.5. КоАП не может превышать 200 МРОТ, что не существенно для таких компаний. Кроме того, статья КоАП предусматривает возможность дисквалификации должностных лиц на срок до трех лет, однако случаи дисквалификации топ-менеджеров крупных операторов связи не известны.

Учитывая, что факты неисполнения предписаний Россвязьнадзора крупными операторами связи не единичны, а эффективных инструментов воздействия на операторов нет, можно предположить, что законодательство будет пересмотрено в строну усиления административного пресса, включая расширение круга составов административных правонарушений в области связи и увеличение размера санкций. Также, учитывая статус и значение крупных операторов связи нельзя исключать выработки механизмов введения внешнего государственного администрирования таких компаний, задачами которого является устранение нарушений публично-правовых обязанностей операторов. Кроме того, можно ожидать практики дисквалификации топ-менеджеров операторов связи.

Александр Титов

Сотовик, 2007/01/09.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ АДВОКАТА