Организация воинского учета по месту работы


Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" возлагает на организации, независимо от форм собственности осуществляют воинский учет работников (пп.6 п.1 ст.8 указанного закона). На такую обязанность работодателей указывает и п.7 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

Руководящим документом воинского учета является Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719. Согласно Положения, должностные лица организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п.6 и 9 раздела I Положения). Пункт 12 указанного раздела I Положения определяет количество работников организации, привлекаемые к ведению учета в зависимости от количества лиц, состоящих на учете.

Воинскому учету в организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):

· мужского пола, пребывающие в запасе;

· уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

· успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

· успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

· не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

· не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

· уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

· прошедшие альтернативную гражданскую службу;

· женского пола, имеющие военно-учетные специальности определенные Приложением №1 к Положению и включающие специалистов по направлениям:

Ø Связь

Ø Вычислительная техника

Ø Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология

Ø Медицина

Ø Полиграфия

Ø Картография

К специальности “Связь” отнесены профессии рабочих,: монтажник оборудования связи, монтажник связи - антенщик, монтажник связи - кабельщик, монтажник связи - линейщик, монтажник связи - спайщик, оператор связи, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, электромонтер приемопередающей станции спутниковой связи, радист-радиолокаторщик, радиотелеграфист, радиотехник, телеграфист, телефонист, электрофотограф, фотолаборант. Специальности среднего и высшего профессионального образования твердотельная электроника, электронные приборы и устройства, радиоаппаратостроение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, радиотехнические информационные системы, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, аудиовизуальная техника, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов, радиотехника, радиоэлектронные системы и комплексы.

К специальности “Вычислительная техника” отнесены профессии рабочих: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин, компьютерные сети. Специальности среднего и высшего профессионального образования: информационные системы (по отраслям), программирование в компьютерных системах, Информатика и вычислительная техника.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

( В соответствии с законом о "О воинской обязанности и военной службе" (ст.23) граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.)

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальныйНа специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях, на период мобилизации регулируется статьями 22-24 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 31-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 N 156 утверждены Правила бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (документ для служебного пользования). Организационную работу по бронированию осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

В Москве созданы районные комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, которые осуществляет организацию и методическое руководство работой по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе в организациях, а так же осуществляет учет всех организаций, расположенных на территории района, путем формирования и ведения картотеки учета организаций (карточка учета организации форма №18).

При организации работы по воинскому учету в организации необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 года (далее “Методические рекомендации”).

Пункт 17 указанных Методических рекомендаций предусматривает учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях. Таким образом, положения о ведении воинского учета в организации относятся только к лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией, и не относятся к тем, кто оказывает услуги и выполняет работы для организации по гражданско-правовому договору.

Что необходимо предпринять руководителю в целях ведения в организации воинского учета:

1) Обратиться в районную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, представив:

Ø Карточку учета организации (Ф-18) в двойном экземпляре с таблицей;

Ø Свидетельство Министерства РФ по налогам и сборам о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - ксерокопия;

Ø Свидетельство Министерства РФ по налогам и сборам о постановке на учет в налоговом органе юридического лица - ксерокопия;

Ø Информационное письмо об учете в ЕГРПО - коды статистики;

Ø Владеть информацией: сколько всего человек работает в организации, сколько из работающих - граждан, пребывающих в запасе (то есть те, кто имеет военные билеты), и уточнить воинские звания: сколько офицеров, сержантов, рядовых из числа граждан запаса, работающих в организации (только количественные данные);

Ø При повторной регистрации - представить справку (оригинал), выданную ранее в районной комиссии по воинскому учету и бронированию, и все документы, указанные в пунктах 1-4, иметь при себе печать организации.

2) Определить число сотрудников, осуществляющих функции воинского учета – не менее одного работника, выполняющего обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

3) Выделить для работника, осуществляющего воинский учет в организациях, специально оборудованное помещение и железный шкаф, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.

4) Обеспечить учет призывников и военнообязанных запаса - по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2), а также ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение раздела II "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных и призывников.

На сотрудника организации, ответственного за воинский учет в организации возлагается:

- проверка у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

- проверка соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия;

- заполнение личных карточек в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан.

- ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет;

- разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

- выявление граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет.

- информирование военного комиссариата об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

- направление в военный комиссариат сведений о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- направление в двухнедельный срок в соответствующие военный комиссариат муниципального образования и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению N 9 к Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;

- направление необходимых для ведения воинского учета сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- направление в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению N 10 к Методическим рекомендациям;

- представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению N 11 к Методическим рекомендациям;

- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

- сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно приложению N 12 к Методическим рекомендациям;

- вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно приложению N 13 к Методическим рекомендациям;

- оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;

-проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет;

-направляют в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет;

- своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время;

-представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (обучающихся) в организации (образовательной организации) граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением N 16 к Методическим рекомендациям.

- течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны изучаться Методические рекомендации, а также разрабатываться (вестись):

Ø приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

Ø план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

Ø картотека личных карточек формы N Т-2 на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

Ø журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;

Ø расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

Ø служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

Ø другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

Ø справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Административная ответственность

С 01 октября 2023 года существенно увеличены штрафа за нарушение порядка воинского учета. Так, непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей (ст.21.1 КоАП РФ).

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст.21.4 КоАП РФ).

Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей (ст.21.2 КоАП РФ).

Контакты +7(495)643-97-24

https://адвокат.рф/

Адвокат Титов Александр Сергеевич