Обеспечение тайны связи в деятельности операторов связи
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений установлена 23 статьей Конституции РФ. Гарантированность тайны связи предусмотрена также и международными обязательствами России. Охрана тайны связи предоставляется в рамках статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 г.
В развитие положений Конституции статья 63 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусматривает, что на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Статья 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» также гарантирует тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Обеспечение операторами тайны связи является их прямой обязанностью. Неисполнение данной обязанности влечет за собой ответственность, вплоть до уголовной в соответствии со ст.138 Уголовного кодекса РФ.
Согласно ст.64 закона «О связи» операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения уполномоченными органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены Постановлением Правительства РФ № 538 от 27 августа 2005 г. Требования к сетям и средствам связи, обеспечивающим проведение оперативно-розыскных мероприятий, определяются ведомственными актами Мининформсвязи России. Так порядок внедрения СОРМ на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования определен Приказом Минсвязи России от 25 июля 2000 г. № 130. Технических требования СОРМ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи, определены Приказом Гостелекома России от 09.07.1999 г. № 15. Общие технически требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи определены Приказом Госкомсвязи № 47 от 27.03.1999 г. и в ряде других актах регулятора.
Федеральный закон 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве допустимых оперативно-розыскных мероприятий перечисляет: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. В соответствии с ст. 8 закона проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения и при наличии информации, перечисленной в законе.
В рамках процедуры уголовного преследования ограничение прав граждан на тайну связи регулируется Уголовно-процессуальным кодексом. В соответствии со ст. 13 УПК РФ ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения. Судебное решение на указанные процессуальные действия принимаются в форме постановления в порядке, определенном ст. 165, 185, 186 УПК РФ.
В соответствии со ст.53 Закона «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией. К таким сведениям относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента—юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента. На такие сведения распространяется режим профессиональной тайны, предусмотренный ст.9 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В настоящее время законодательство не определяет случаи и порядок предоставления данных об абонентах и оказываемых им услугах, исключающих получение согласия самого абонента. Получить доступ к таким сведениям (за исключением сведений о соединениях) без согласия абонента может лишь следователь, проведя с санкции прокурора выемку документов и предметов, содержащих такие данные. Информация о соединениях относится не только к профессиональной тайне, но и к тайне связи. В определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-О отмечалось: «информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (часть 2) Конституции РФ о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения». Однако, ни Закон «Об оперативно-розыской деятельности», ни УПК РФ не содержат указаний на возможность и порядок получения решения суда об истребовании сведений о входящих и исходящих соединениях абонентах. На практике это приводит к судебным коллизиям. Так, в определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 02.06.2006 г. № 9-ДП06-10 сказано: «Из содержания п. 14 ст. 5, ст. 186 УПК РФ следует, что под контролем телефонных и иных переговоров понимается прослушивание и запись переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В ходатайстве следователя ставился вопрос о производстве выемки документов, содержащих информацию только о входящих и исходящих сигналах соединений телефонных аппаратов без их прослушивания и фиксации. Поэтому ссылка в ходатайстве исполняющего обязанности следователя на ст. 186 УПК РФ ошибочна. В данной ситуации надлежало руководствоваться положениями ч.3 ст. 183 УПК РФ, предусматривающей, что выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Ссылки в постановлении и последующих судебных решениях на Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-О необоснованны».
Вместе с тем, как уже отмечалось, сведения о входящих и исходящих соединения в соответствии с позицией Конституционного Суда относятся к тайне телефонных переговоров. Отсутствие в УПК требования и порядка получения судебного решения о выемке документов, содержащих тайну, доступ к которой может быть разрешен по только по решению суда, не свидетельствует об исключении такого требования в рамках уголовного преследования и не может являться основанием для выемки таких документов исключительно с санкции прокурора. Такая позиция неоднократно приводилась Конституционным Судом. Как отмечалось в определении Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. № 54-О: «часть третья статьи 183 УПК РФ подлежит применению в подобных делах именно в системном единстве с положениями статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», закрепляющей дополнительные гарантии аудиторской тайны. Сама же норма части третьей статьи 183 УПК РФ не содержит каких-либо положений, которые могли бы быть расценены как нарушающие конституционные права заявителя, поскольку установленное ею правило о выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, с санкции прокурора не исключает вынесения судебного решения о производстве — в рамках проводимых в ходе уголовного судопроизводства следственных действий — выемки предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну. Взаимосвязанные положения статей 7, 75 и части третьей статьи 183 УПК РФ — в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда РФ, и в нормативном единстве с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — не предполагают возможность осуществления выемки предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну, в рамках производимых следственных действий по уголовному делу без принятия об этом специального судебного решения».
Учитывая подобную практику Конституционного Суда, полагаю, что сведения (базы данных) о входящих и исходящих соединениях абонентов могут быть предоставлены операторами связи только на основании судебных решений. Законодатель должен определить порядок вынесения решения суда об истребовании данной информации.
Адвокат Александр Титов
Журнал Век Качества 3/2007
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ АДВОКАТА