Лицензирование в области связи в свете Указа Президента


ЗАКАЗАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ СВЯЗИ

Лицензирование в области связи в свете Указа Президента от 12 марта 2007 года "О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия".

Что так долго ожидалось, случилось неожиданно. 12 марта 2007 года Президент Российской Федерации подписал Указ "О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия". Текст указа был опубликован на официальном сайте Президента России.

Указ предусматривает преобразование Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и Федеральной службы по надзору в сфере связи в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия с подчинением последней непосредственно Правительству. В трехмесячный срок Правительству поручено утвердить положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, предусмотрев в нем, что указанная Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи и охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также организации деятельности радиочастотной службы.

Согласно четвертого пункта Указа в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. ?649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, ?21, ст.2023; ?31, ст.3234; ?38, ст.3775; ?42, ст.4107; ?47, ст.4635; ?49, ст.4889; 2005, ?30, ст.3136; ?37, ст.3740; ?41, ст.4119; 2006, ?20, ст.2162; ?27, ст.2920; 2007, ?7, ст.862), внесены следующие изменения:

а) исключить из раздела II "Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам" слова "Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия" и слова "Федеральная служба по надзору в сфере связи";

б) включить в раздел III "Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации" после слов "Федеральная таможенная служба" слова "Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия".

Указа Президента вступил в силу со дня его подписания.

Формально Указ Президента исключил Федеральную службу по надзору в сфере связи из структуры федеральных органов исполнительной власти без переходного периода. И логичен вопрос об органе, осуществляющем лицензирование в области связи до принятия Правительством Положения о Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Если предприниматели, которые намеривались получить новую лицензию могут подождать данного Положения, то операторы связи намеревавшиеся продлить лицензию попадают в сложную правовую коллизию. Заявление о продлении лицензии должно подаваться в срок не позднее 2 месяцев до ее истечение. Правительству же дан трех месячный срок на принятия Положения о Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Кроме того срок рассмотрения документов на продление лицензии может достигать сорока пяти дней. Таким образом, можно предположить с высокой доле вероятностью, что операторы намеренные продлить лицензию не смогут это своевременно сделать. И будут вынуждены либо отключить абонентов либо отказаться от взимания платы за период безлицензионного оказания услуг. Оказание услуг связи на возмездной основе чревато уголовно – правовым преследование в соответствии со ст.171 Уголовного кодекса, тем более, что согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Очевидно, что все из перечисленных вариантов чреваты убытками оператора связи.Изменения структуры органов исполнительной власти имело место и ранее. Как правило Правительство находило способы обеспечения реализации государственных функция на период реорганизаций органов исполнительной власти. Так в Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 900-р предусматривалось, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Установить, что работники упраздняемых и преобразуемых федеральных органов исполнительной власти продолжают выполнять возложенные на них обязанности и несут ответственность за состояние дел в соответствующих сферах управления до передачи функций упраздняемых органов действующим федеральным органам исполнительной власти или завершения организационно-штатных мероприятий в преобразуемых органах. Подобный акт может быть принят Правительством и в данной ситуации.

Вместе с тем, даже если и Правительство не издаст подобного распоряжения полагаю, что Россвязьнадзор должен продолжит осуществлять функции лицензирования в области связи до его ликвидации в связи с утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Вопрос возможности определения Президентом системы и структуры федеральных органов исполнительной власти рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации и правовая позиция по данному вопросу была изложена в Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

"По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации". 1. Из положений статей 71 (пункт "г") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт "н"), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "г"), 83 (пункт "д"), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт "а"), 114 (пункт "а" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Опираясь на вышеуказанное Постановление Конституционного суда можно полагать, что федеральный орган исполнительной власти в области связи входит в систему федеральных органов исполнительной власти т.к. его наличие и его функции по лицензированию в области связи прямо предусмотрены статьями 21 и 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". Более того, в соответствии с абзацем 2.п.1 ст. 21 закона "О связи" Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области осуществляющего функции лицензирование были закреплены за Россвязьнадзором п.5.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 318. Соответственно и перераспределение этой функции должно определяться постановлением Правительства т.к. как отмечалось, этот вопрос находится в исключительной компетенции Правительства. Иная квалификация сложившийся ситуации, при которой исключение Россвязьнадзора из структуры федеральных органов исполнительной власти свидетельствовало о прекращении его статута федерального органа исполнительной власти в области связи с момента вступления в силу Указа Президента, полагаю, вступает в противоречие с указанной правой позицией Конституционного суда т.к. предполагает, пусть даже временно до принятия соответствующего постановления Правительства, фактическое функциональное исключение федерального органа исполнительной власти в области связи из системы федеральных органов исполнительной власти, что в данной ситуации может сделать только сам законодатель, внеся соответствующие изменения в закон "О связи".

Александр Титов

адвокат

Сотовик 2007/03/20

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ СВЯЗИ