Договор о присоединении сетей электросвязи: судебная и административная практика. (1 часть)
Договор о присоединении сетей электросвязи: судебная и административная практика.
Более полутора лет прошло с момента вступления в силу Постановления Правительства России № 161 от 28.03.2005 года “Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия”. Правительственный акт, по сути, развивает положения закона “О связи” регулируя правоотношения операторов связи в процессе присоединения их сетей и взаимодействия при пропуске трафика. Кроме того Правила определяют специфику правоотношений участников рынка с операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования.
Еще на этапе принятия новых Правил присоединения у операторов возникали вопросы, связанные с практическим применением норм документа. Вступление в силу Правил откладывалось, в Правила неоднократно вносились изменения, однако проблемы правоприменения сохранились, решение которых операторы нередко ищут в судах и органах исполнительной власти. В статье будет рассмотрена судебная и административная практики по наиболее характерным спорам операторов связи возникающих при заключении и исполнении договора присоединения.
Административная практика.
Функции Россвязьнадзора по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия определены ст. 19 закона “О связи”. В связи с преобразованием Россвязьнадзора аналогичные функции переданы Россвязьохнаркультуре. Порядок организации работы по рассмотрению обращений операторов установлен Приказом Мининформсвязи РФ №127 от 10.11.2005 года. В соответствии с названным приказом Мининформсвязи РФ при Россвязьнадзоре создана Комиссия по рассмотрению обращений операторов связи, которая рассматривала обращения операторов, если хотя бы один из участвующих в присоединении и (или) взаимодействии операторов являлся существенным.
Обращения, рассмотренные Комиссий касались различных аспектов присоединения и взаимодействия операторов связи. Наиболее характерными являлись обращения по фактам отказа существенным оператором в заключении (изменении) договора присоединения, навязывание невыгодных условия присоединения, дискриминационные характер тарифов на оказываемые услуг пропуска трафика, ограничения пропуска трафика.
Отказ в заключении (изменении) договора присоединения оператором, занимающим существенной положение в сети общего пользования недопустим.
Так в решении Россвязьнадзора от 15.03.2006 года по обращению ЗАО "Русская сеть делового обслуживания" по вопросу об отказе ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" в присоединении сети связи ЗАО "Русская сеть делового обслуживания отмечалось: “ЗАО "РусСДО" письмом обратилось в Тамбовский филиал ОАО "Центртелеком" с просьбой выдать технические условия на расширение присоединения сети ЗАО "РусСДО" с учетом решения Федерального агентства связи от 08.07.2005 № 1187. ОАО "Центртелеком" в ответ на указанное письмо ЗАО "РусСДО" направило отказ в выдаче технических условий на присоединение с использованием выделенного ресурса нумерации; в качестве обоснования отказа было указано на отсутствие свободных портов на оборудовании EWSD Тамбовского филиала ОАО "Центртелеком". Последующие обращения ЗАО "РусСДО" за выдачей ОАО "Центртелеком" технических условий на присоединение также не увенчались успехом, в выдачи технических условий было отказано.
Рассмотрев материалы, Комиссия Россвязьнадзора установила в действиях Центртелекома нарушения п. 2 статьи 19 закона "О связи" указав, принимая во внимание то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 закона "О связи" присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи осуществляется на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении, запрос о выдаче технических условий на присоединение является запросом о заключении договора о присоединении сетей электросвязи … отказ оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, от заключения договора о присоединении не допускается, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям лицензий выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации. Присоединение сети местной телефонной связи ЗАО "РусСДО" к сети местной телефонной связи ОАО "Центртелеком" не противоречит ни условиям лицензий, принадлежащих операторам связи, ни нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации.
Навязывание невыгодных условий присоединения противоречит законодательству.
В решении Россвязьнадзора от 20.04.2006 отмечалось, чтоЗАО «Мобиком-Хабаровск» направило в адрес ОАО «Дальсвязь» письмо с информацией о том, что Федеральным агентством связи за ЗАО «Мобиком-Хабаровск» закреплен дополнительный ресурс нумерации в коде DEF=924. В связи с этим ЗАО «Мобиком-Хабаровск» в указанном письме изложило просьбу о направлении вызовов на указанный ресурс нумерации через прямые каналы между АМТС соответствующих регионов и ЦК СПС ЗАО «Мобиком-Хабаровск» соответствующих регионов. В ответ было получено письмо ОАО «Дальсвязь» в котором сообщалось, что дополнительная нумерация, выделенная для ЗАО «Мобиком-Хабаровск» в коде DEF=924 а=1 будет открыта на сети связи общего пользования только после выполнения ЗАО «Мобиком-Хабаровск» технических условий, подготовленных ОАО «Дальсвязь», и согласования соответствующего рабочего проекта на расширение сети ЗАО «Мобиком-Хабаровск». По мнению ЗАО «Мобиком-Хабаровск», изложенном в письме «выделение дополнительной нумерации не требует получения у ОАО «Дальсвязь» Технических условий на открываемый ресурс нумерации.
Позиция ОАО «Дальсвязь» состояла в том, оператор связи, желающий открыть индекс нумерации, должен запросить технические условия для разработки рабочего проекта на расширение сети связи. Индексы нумерации открываются после согласования решений рабочего проекта с ОАО «Дальсвязь». Поскольку указанные действия не были выполнены ЗАО «Мобиком-Хабаровск», то соответствующие индексы нумерации не были открыты на сети связи ОАО «Дальсвязь».
Рассмотрев материалы, Комиссия Россвязьнадзора пришла к выводу, что фактически отказывая ЗАО «Мобиком-Хабаровск» в осуществлении пропуска трафика от своих абонентов на дополнительно выделенный ЗАО «Мобиком-Хабаровск» ресурс нумерации, ОАО «Дальсвязь» обуславливает возможность реализации права ЗАО «Мобиком-Хабаровск», предусмотренного п. 18 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, выполнением ЗАО «Мобиком-Хабаровск» иных действий, что является со стороны ОАО «Дальсвязь» вмешательством в осуществление государственной функции регулирования ресурса нумерации и нарушением пп. 2 п. 21 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия…Предъявленное ОАО «Дальсвязь» требование об увеличении емкости точек присоединения является навязыванием не запрашиваемых ЗАО «Мобиком-Хабаровск» услуг присоединения. Принимая во внимание, что в соответствии с п.1 с.19 закона «О связи» операторы сети связи общего пользования при получении услуг присоединения и услуг по пропуску трафика являются потребителями соответствующих услуг связи, ЗАО «Мобиком-Хабаровск», как потребитель услуги присоединения, вправе самостоятельно определять объем запрашиваемых услуг присоединения (емкость организованной между сетями связи точки присоединения) с учетом установленных существенным оператором условий присоединения.
Тарифы на услуги присоединения не могут носить дискриминационный характер.
В решении Россвязьнадзора от 27.11.2006 года указывалось,что июле 2006 года ООО "Домашние сети" обратилось в Управление Россвязьнадзора по Астраханской области с письмом. В указанном письме была изложена следующая ситуация:ОАО "ЮТК" приказом регионального филиала "Связьинформ" Астраханской области от 03.07.2006 № 330 ввело новые тарифы на предоставление операторам связи технических средств, обеспечивающих доступ к сети связи общего пользования и пропуск трафика, что привело к повышению стоимости услуг ООО "Домашние сети" в 3 раза, что создает неравные условия для конкуренции между операторами связи и структурными подразделениями ОАО "ЮТК".
Проведенный Комиссией анализ показал, что тарифы на услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет ОАО "ЮТК" ниже, чем средняя взвешенная цена на услуги местного инициирования вызова для присоединенного оператора.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Россвязьнадзора признала, что ОАО "ЮТК" нарушило требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 19 закона “О связи”, установив для присоединенных операторов связи неравные условия при оказании услуг по пропуску трафика по сравнению с условиями, установленными для своих структурных подразделений.
Решения Комиссии Россвязьнадзора по рассмотрению обращений операторов связи опубликованы на сайте Мининформсвязи России. Во второй части статьи будет рассмотрена судебная практика по вопросам присоединения и взаимодействия операторов связи.
Адвокат Александр Титов
г.Москва
Журнал "Век Качества" № 5/2007