Административная ответственность за нарушение Правил регистрации РЭС и ВЧУ.


Общие положения

Разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру является одним из принципов использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. В качестве меры, обеспечивающей реализацию данного принципа, установлена обязанность регистрации радиоэлектронных средств (далее РЭС) и высокочастотных устройств (далее ВЧУ) в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи (Россвязьнадзора). Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и правила их регистрации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 №539 “О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств” (далее правила регистрации РЭС и ВЧУ).

Административная ответственность за нарушение правил регистрации РЭС и ВЧУ установлена частью 1 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП). Ответственность за такое нарушение несут физические, юридические и должностные лица. Санкция статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Виды нарушений правил регистрации РЭС и ВЧУ.

Диспозиция ч.1 ст.13.4. КоАП не позволяет квалифицировать проступок как административное правонарушение без установления нарушения того или иного положения Правил регистрации РЭС и ВЧУ. Правила устанавливают порядок регистрации РЭС и ВЧУ гражданского назначения, ведения учета РЭС и ВЧУ, выдачи владельцу свидетельства о регистрации РЭС и ВЧУ. Административная ответственность может применяться только за нарушение одной из названных процедур, а именно за нарушение порядка регистрации РЭС и ВЧУ (п.19 Правил регистрации РЭС и ВЧУ). Порядок регистрации РЭС и ВЧУ устанавливают п.п. 2, 4,5,7,8,9,10,12,14,15 и подп.а) п.11 Правил регистрации РЭС и ВЧУ.

Анализ положений порядка регистрации РЭС и ВЧУ позволяет выделить несколько возможных нарушений:

  • использование РЭС и ВЧУ, подлежащих регистрации, без регистрации (пункты 4 и 14 Правил регистрации РЭС и ВЧУ);
  • нарушение срока перерегистрации РЭС и ВЧУ (п.15 Правил регистрации РЭС и ВЧУ);
  • нарушение территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи срока рассмотрения представленных владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств документов (подп. а) п.11 Правил регистрации РЭС и ВЧУ);
  • необоснованное принятие территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи решения о регистрации РЭС и ВЧУ (подп. а) п.11 и п.12 Правил регистрации РЭС и ВЧУ);
  • необоснованный отказ территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи в регистрации РЭС и ВЧУ (подп. а) п.11 и п.12 Правил регистрации РЭС и ВЧУ).

Субъектами таких нарушений могут быть признаны владельцы РЭС и ВЧУ и территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи.

Порядок привлечения к административной ответственности.

О совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.4 КоАП составляется протокол. В соответствии с ч.1 и п. 1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ протокол уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) и органов, осуществляющих государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации.

Раскрывая компетенцию органов внутренних дел в части контроля за соблюдением Правил регистрации РЭС и ВЧУ отметим, что Федеральный закон от 18.03.1991 г. №1026-1 “О милиции” не содержит прямого указания на возможность проверки милицией соблюдения владельцами РЭС и ВЧУ и территориальными органами Россвязьнадзора Правил регистрации РЭС и ВЧУ. Проверку наличия документов, удостоверяющих право использования РЭС и ВЧУ может осуществляется ГИБДД в ходе проведении государственных технических осмотров автотранспортных средств, оборудованных РЭС и ВЧУ в соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 №30 “Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации”. . Учитывая данные положения законодательства, считаем, что должностные органов внутренних дел (милиции) уполномочены проверять только соблюдение владельцем РЭС и ВЧУ пунктов 4 и 14 Правил регистрации РЭС и ВЧУ при проведении государственных технических осмотров автотранспортных средств.

Рассматривая компетенции органов, осуществляющих государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации следует указать, что в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере связи и ее территориальные органы, должностные лица службы и ее территориальных органов в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в области связи, пользуются полномочиями, установленными для органов и должностных лиц, осуществлявших государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №110. В соответствии с пп. с) п.4 вышеназванного порядка надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок по выявлению не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения. В этой связи, полагаем, что должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации уполномочены проверять соблюдение владельцами РЭС и ВЧУ пунктов 4 , 14,15 Правил регистрации РЭС и ВЧУ.

Правовые механизмы, позволяющие осуществить проверку соблюдения Правил регистрации РЭС и ВЧУ территориальными органами Россвязьнадзора в настоящее время отсутствуют. Пожалуй, единственной возможностью привлечения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи к административной ответственности, является возбуждение дела об административном правонарушении прокурором в соответствии с полномочиями, определенными ст.28.4 КоАП. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление подлежит передаче для рассмотрения должностному лицу органа по надзору за связью и информатизацией, уполномоченного рассматривать дело. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация при которой должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере связи будет рассматривать дело об административном правонарушении совершенным таким органом. Полагаем, что подобная правовая модель является несовершенной и требует изменений, позволяющих проводить объективное рассмотрение дел о нарушениях территориальными органами Россвязьнадзора Правил регистрации РЭС и ВЧУ.

Дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.13.4 КоАП рассматриваются уполномоченными должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации

Следует отметить, что санкция ч.1ст.13.4 КоАП предусматривает такую меру наказания как штраф с конфискацией РЭС и (или) ВЧУ. В случае необходимости конфискации РЭС и (или) ВЧУ должностное лицо, в производстве которого находиться дело выносит определение о передаче дела мировому судье для принятия решения о конфискации РЭС и ВЧУ. В таком случае дело подлежит дальнейшему рассмотрению судьей в установленном порядке.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления:

  1. вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  2. вынесенное должностным лицом территориального органами Россвязьнадзора - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Орудие правонарушения и доказательства его использования

В соответствии с п.5 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ “О связи” регистрации подлежат средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения. Таким образом, орудием административного правонарушения могут быть РЭС и ВЧУ, являющиеся источником электромагнитного излучения.

Квалифицируя такое нарушение правил регистрации РЭС и ВЧУ как использование РЭС и ВЧУ, подлежащих регистрации, без регистрации (пункты 4 и 14 Правил регистрации РЭС и ВЧУ) следует особо подчеркнуть, что должностные лица контролирующих органов обязаны доказать факт такого использования, т.к. само по себе владения РЭС и ВЧУ без регистрации не противоречит закону.

Использование РЭС и ВЧУ заключается в генерировании техническими средствами электромагнитного излучения. Фиксация электромагнитного излучения производиться специальными техническими средствами измерения. В соответствии со ст.ст. 26.2, 26.8 КоАП показания специальных технических средств относятся к одному из видов доказательств по делу об административных правонарушениях. В силу специфики электромагнитного излучения, показания технических средств должны рассматриваться единственно возможным доказательством использования РЭС и ВЧУ.

Кодексом определены требования к специальным средствам измерения. Такие приборы должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, иметь соответствующие сертификаты и пройти метрологическую поверку (ч.1 ст.26.8 КоАП). Порядок утверждения технических средств в качестве средств измерения определен Федеральным законом от 27.04.1993 №4871-I “Об обеспечении единства измерения”. Следует отметить, что в соответствии со ст.9 названного закона измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Хотя КоАП не указывает на обязанность соблюдения методики измерения, проведение измерения в отсутствии аттестованной методики измерения либо с ее нарушением представляется неправомерным. Показания специальных технических средств, полученные с нарушением указанных выше требований должны признаваться недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ч.3 ст.26.2 КоАП.

Измерение параметров излучений РЭС и ВЧУ уполномочены проводить должностные лица органов внутренних дел, Россвязьнадзора и радиочастотной службы.

Законодательством определена необходимость дополнительной регламентации требовании к техническим комплексам радиоконтроля радиочастотной службы, которые должны быть разработаны и утверждены Мининформсвязи России.

Проблемы квалификации административного правонарушения

В отдельных случаях, должностные лица органов внутренних дел и Россвязьнадзора квалифицирует использование, подлежащих регистрации РЭС и ВЧУ, без регистрации не как нарушение Правил регистрации РЭС и ВЧУ (ч.1 ст.13.4 КоАП), а как эксплуатацию РЭС и ВЧУ без специального разрешения (лицензии) (ст.13.3 КоАП). На наш взгляд подобная квалификация представляется неправомерной и может быть обжалована в установленном КоАП порядке. Статья 13.3 КоАП устанавливает ответственность за эксплуатацию РЭС и ВЧУ без определенного рода документов – разрешения на эксплуатацию (лицензии). Однако, с введением в действие Правил регистрации РЭС и ВЧУ разрешение на эксплуатацию РЭС и ВЧУ не выдаются. Документом, дающим право на использования РЭС и ВЧУ, является Свидетельство о регистрации таких технических средств, которое не упоминается в ст.13.3 КоАП.

Статья 13.3 КоАП в существующей редакции не учитывает действующего законодательства, регулирующего порядок использования РЭС и ВЧУ. Вместе с тем, объективная сторона правонарушения с изменение вида разрешительного документа не изменилась. Следует отметить, что санкция за нарушение ст.13.3 КоАП строже, чем за нарушение ч.1 ст.13.4 КоАП. Полагаем, что тем самым законодатель рассматривает эксплуатацию РЭС и ВЧУ без разрешительных документов более опасным нарушением, чем нарушение правил регистрации РЭС и ВЧУ. С учетом данного обстоятельства, считаем целесообразным внесение изменений в ст.13.3 КоАП, позволяющих рассматривать отсутствие Свидетельства о регистрации РЭС и ВЧУ как признак самовольной эксплуатации таких технических средств.

Титов А.С.

Адвокат г. Москва

Век качества, 2006, №4

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ АДВОКАТА