О выполнении закона “О блогерах” владельцами youtube каналов


    1 августа 2014 года вступили в силу изменения в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Закон был дополнен ст. 10.2  - “Особенности распространения блогером общедоступной информации”, называемый также Законом “О блогерах”.

     Закон ввел в правовое поле понятие “блогер, под которым понимается  владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет".  Закон дает понятие “владельца сайта”, под которым понимается лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Однако закон  не дает понятие “владельца страницы в сети Интернет”, но дает понятие страницы,  под которой понимается часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет”.

       Если страница является частью сайта, то и владеет ею владелец сайта. Логичнее было бы связывать термин “блогер” не с владением сайта, а с возможность определять содержимое страницы/страниц в рамках соответствующего сайта. По аналогии с категориями из закона “О СМИ” быть главным редактором соответствующей страницы/страниц  на сайте.

    В отсутствие четкого определения “владельца страницы в Интернете” логичным является вопрос о том, признавать ли автора соответствующего  youtube канала подпадающим под действие закона “О блогерах”.

    Условия использования сервиса youtube размещенные по адресу http://www.youtube.com/t/terms . Ограничения установленные разделом 5  однозначно указывают на то, что YouTube LLC запрещает пользователям сервиса каким-либо образом вмешиваться в его работу. Компания предоставляет владельцу аккаунта право размещения контента в рамках Службы. При этом YouTube не вносит в такой Контент какие – либо изменения или исправления (п.1.5).

   Таким образом, ограничивая  пользователя сервиса в праве каким –либо образом влиять на работу Службы, сам Youtube LLC не принимает на себя ответственность за содержание само контента.  Следовательно, ст. 10.2 закона, с оговоркой на то, что закон не раскрывает ни понятия “владельца страницы”, ни содержит более уместного термина “владельца аккаунта”, в случае с сервисом youtube регулирует деятельность владельца аккаунта т.к. именно он определяет содержание контента, размещаемого в аккаунте youtube .

   В настоящее время (октябрь 2015) реестр блогеров Роскомнадзора (http://rkn.gov.ru/opendata/7705846236-Bloger/) содержит сведения о 43 аккаунтах youtube блогеров. Среди них “Лев против” http://www.youtube.com/user/lionversusSmoking , “Юрий Хованский” http://www.youtube.com/user/russianstandup, “VANOMAS” http://www.youtube.com/user/VANOMAS, “Дмитрий Шилов” http://www.youtube.com/user/Budenyi80, “Nemagia” http://www.youtube.com/user/NEMAGIA и “Nemagia –Life” http://www.youtube.com/user/BrizgliviI1, “Ларин” http://www.youtube.com/user/larinshow , “Сыендук” http://www.youtube.com/user/sienduk  ,   “AdamThomasMoran” (+100500) http://www.youtube.com/user/AdamThomasMoran , “Сергей Симонов” http://www.youtube.com/user/ssimonov100  и другие.

      Требования ст. 10.2 закона должны выполняться владельцем аккаунта вне зависимости от того, внесены и они в соответствующий реестр. Главным критерием является не факт внесения в реестр, а превышение ежедневной посещаемости установленного порога в 3000 человек. Для подсчета такой аудитории можно ориентироваться на методику, утвержденную Приказом Роскомнадзора от 09.07.2014 N 99 "Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в сутки".

    Требования к блогерам сформулированы в пунктах 1-2, 5 ст.10.2 закона. В частности, блогер обязан  разместить на  странице сайта в сети "Интернет" свои фамилию и инициалы, электронный адрес. E-mail блогеров был, хотя и не на всех приведенных выше каналах, ФИО блогера не удалось обнаружить ни на одном канале, указанных выше.

       Блогер обязан “не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;”

        В отношении раскрытия тайн, экстремисткой деятельности соблюдение закона  сомнений не вызывает т.к. эти запреты носят общий характер. Что касается нецензурной брани, исполнение закона вызывает вопросы. Например в  ролике “Бракованный Хомяк” опубликованным  23 окт. 2015 г на канале “AdamThomasMoran” (+100500) на 1 минуте “снова попиз**лись” и далее “бл*ть откуда”. В ролике “ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 5 АНАЛИТИКА БАТИ” опубликованном на канале “VANOMAS” 20 октября 2015 на 3 минуте слово “ху*ня”.  

   Блогеры также обязаны: “соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации ”. Данное требование, по сути, отсылает к нормам  закона “О СМИ,” которые воспроизведены и в    ст.10.2 закона.

   Согласно ст. 49 закона “О СМИ” журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Блогер также обязан “проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять  размещенную недостоверную информацию”.

  Согласно этой же статьи 49 журналист обязан сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника, а также получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. Блогер согласно ст.10.2  обязан не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства. 

     Журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. И блогер обязан соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

 

    Журналист обязан соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности. Блогер также обязан соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах.

  

        Пункт 2 ст.10.2 запрещающий сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространение заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений, распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан фактически повторяет запреты на злоупотребление правами журналиста, установленные ст. 51 закона “О СМИ”.

 

     Вместе с тем, полагаю, что требования к блогерам более широкие чем,  прямо перечисленные ст.10.2 закона т.к. в статье идет ссылка на  требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации в целом. Следовательно должны в полной мере соблюдаться требования ст. 4 закона “О СМИ” –– указание на запрет деятельности организации в РФ при ее упоминании в ролике, запрет пропаганды изготовления наркотиков и взрывчатых веществ, запрет на освещение деталей контртеррористической операции, запрет на распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия).

 

     Блогер обязан соблюдать ст. 25 закона “О СМИ” требующей , выполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Кроме того, блогером должны соблюдаться требования ст. 36 закона “О СМИ” согласно которой распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

    Что касается Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в п. 4 ст. 11 закона предусмотрено, что  оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сетевых изданий. Однако закон “О блогерах” обязал соблюдать требований к СМИ, одним из видов которых является сетевое издание. Следовательно   "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" должен в полной мере соблюдаться и блогерами. Согласно ст. 12 закона производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при видеообслуживании.  Знак информационной продукции в роликах блогерах в настоящее время является редким исключением.

     Вопрос, требующий отдельного рассмотрения, связан с соблюдением закона “О рекламе”. Помимо общих требований и ограничений к отдельным видам товаров и услуг, ст. 17 закона “О рекламе” предусмотрено, что при видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

     Условия использования сервиса youtube размещенные по адресу http://www.youtube.com/t/terms предусматривают в п.1.5. , что в рамках Службы YouTube позволяет “размещать, хранить и получать по запросу доступ к Контенту.”  В свою очередь п.1.4 определяет “"Контент" как тексты, программное обеспечение, сценарии, графические изображения, фотографии, звуки, музыку, видео, аудиовизуальные комбинации, интерактивные функции и другие материалы, которые Вы можете просматривать, получать или предоставлять с помощью Службы”.

   Таким образом, сервис YouTube позволяет его отнести к форме видеобслуживания. Сами же ролики блогеров охраняются как аудиовизуальные произведения. Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Таким образом, полагаю, что положения ст. 17 закона “О рекламе”  применимы и к видеофильмам, размещаемые блогерами youtube. В настоящее время на youtube происходит как прерывание роликов рекламой, так и наложение рекламных баннеров на ролик.

Титов А.С.