Изменения в порядке аккредитации представительств/филиалов иностранных организаций


5 мая 2014 года был принят Федеральный закон 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в законодательство, связанные с представительствами и филиалами инофирм. Пожалуй, главными изменениями можно назвать изменения в Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",  согласно которым были изменены ст.4 ст.21 и ст. 22 закона и ряд других статей закона. В данных статьях определены требования к открытию представительства/филиала и положению о нем.

В частности ст.4 Закона №160-ФЗ стала определять срок ведения деятельности иностранной компании на территории РФ со дня аккредитации ее представительства/филиала до дня прекращения действия аккредитации. Аккредитация в свою очередь может быть прекращена в связи с прекращением деятельности представительства на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (п.7 ст.21).

Принципиально то различие, что ранее  по Положению о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций утв. Постановление Совмина СССР от 30.11.1989 N 1074 срок аккредитации не превышал трех лет, с возможностью последующего продления срока деятельности представительства. Сейчас же никакого указания на предельный срок и необходимость продления его в законе указаний нет. 

 С такими основаниями как решение головного офиса о закрытии и прекращении существования самого юр. лица  ситуация довольно определенная т.к. требует соответствующего решения головного офиса. Что касается оснований  для прекращения деятельности представительства/филиала по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ФНС) то такие основания указаны в п.7 ст. 21 закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ и принятого в развитие закона Приказа ФНС 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/680@“Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов…”

 “ Основанием для принятия уполномоченным налоговым органом решения о прекращении действия аккредитации иностранного филиала, представительства являются следующие документы:

1) документ налогового органа, подтверждающий факт непредставления иностранным филиалом, представительством налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение двенадцати месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

2) почтовая корреспонденция (письма, уведомления, извещения, требования) налоговых органов (не менее двух), направленная в течение последних двенадцати месяцев по адресу места осуществления деятельности (места нахождения) на территории Российской Федерации иностранного филиала, представительства, вернувшаяся в налоговые органы - отправители с пометками о выбытии организации, истечении срока хранения или иными пометками.

3) документ банка, в котором открыт счет иностранному филиалу, представительству, подтверждающий отсутствие в течение последних двенадцати месяцев операций по счету в банке, или документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в налоговом органе информации о наличии у иностранного филиала, представительства счетов в банках.”

Кроме того, решение о прекращении аккредитации может быть принято, если деятельность  представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации (п.7 ст.21 закона №160-ФЗ) 

Здесь нужно сказать, что и соответствии с Положением от 30.11.1989 N 1074 по решению аккредитующего органа аккредитация могла быть досрочно прекращена в случае нарушения законодательства (советского/российского). В данном же случае имеет место конкретизация кого рода случаи, и характер нарушения законодательства  являются основанием для прекращения действия аккредитации.

Новацией является и то, что при подаче заявления на аккредитацию представительства необходимо представить заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства. Смысл и процедура этого согласования неясна т.к. я нет нормативного акта, который бы определял порядок согласования, основания отказа в получении сведений о численности. Фактически этот порядок определяется ТПП РФ.   Сейчас дополнительное звено, в процедуре аккредитации которое сводится к получению за плату подписи сотрудника ТПП на листе заявления в ФНС, содержащим информацию о численности иностранных сотрудников в представительстве/филиале.

Также изменением является и то, что функции ТПП и ГРП, связанные с аккредитацией представительства переданы в ФНС в соответствии с приведенным выше законом  и принятым в его развитие Постановлением Правительства от 16 декабря 2014 г. N 137.

В связи с переданным ФНС полномочиями, ФНС приняла ряд приказов, а именно утвердила порядок аккредитации Приказом от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/680@ и формы документов для аккредитации  Приказом 26 декабря 2014 года N ММВ-7-14/681@

Приведенными документами была установлена форма заявления и конкретизирован перечень необходимых документов для прохождения аккредитации, а именно к заявлению об аккредитации должны прилагаться:

1) учредительные документы иностранного юридического лица;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;

3) документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);

4) решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;

5) положение об иностранном представительстве;

6) доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

7) документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

8) опись представленных документов (в двух экземплярах).

Требования к порядку перевода и заверения документов определены п.4 Приказа от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/680@. Дополнительно требования к Положению о Представительстве определены ст. 22 от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Перечень не претерпел изменений, сложностей с его подготовкой быть не должно. На практике может возникнуть сложность с представлением документов из стран, перешедших на электронный документооборот, например США. Но решение этой задачи необходимо будет искать в самой стране инкорпорации головного офиса.

В отношении ранее аккредитованных представительств/филиалов  предусмотрен промежуточный этап их включения в реестр аккредитованных представительств. Это необходимо сделать до 1 апреля 2015 года в соответствии с процедурой, предусмотренной ст.8 федерального закона от  5 мая 2014 года №  106-ФЗ и Приказом ФНС от 26.12.2014 № ММВ-7-14/684@

Суть внесения сведений в реестр представительств ранее аккредитованных представительств/филиалов дает возможность им осуществлять деятельность до окончания срока аккредитации, ранее определенного свидетельством об аккредитации (п. 7 ст. 8   закона от  5 мая 2014 года №  106-ФЗ) .

В дальнейшем же необходимо обратить внимание на то, что процедуры продления аккредитации нет, но будет необходимо подать на аккредитацию весь пакет документов в течение тридцати календарных дней до даты окончания срока действия аккредитации. Пункт ст. 8   закона от  5 мая 2014 года №  106-ФЗ звучит:Филиалы, представительства иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), у которых срок действия соответственно аккредитации, разрешения на открытие представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации истечет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати календарных дней до даты окончания срока действия аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, разрешений на открытие представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации для аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)”.

Таким образом, необходимо не пропустить это срок и подать документы в ФНС. Причем сделать это желательно в первые же дни наступления срока т.к. срок рассмотрения документов самой ФНС составляет 25 рабочих дней (п.5 ст.21 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ).

При подготовке документов и особенно Положения о представительстве/филиале необходимо обратить внимание, что  некоторые основания отказа в аккредитации довольно расплывчато сформулированы (п.3 ст. 21 ФЗ от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ). Основания отказа в аккредитации:

не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;

прекращена в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения, об аккредитации которых были внесены в реестр. 

Как видно некоторые основания явно носят политический характер, что необходимо учитывать, при определении целей деятельности Представительства в его Положении. Целесообразно в Положении о представительстве/филиале прямо указывать на то, что деятельность носит исключительно коммерческий/подготовительный/вспомогательный характер. Запрещается любая политическая и иная деятельность представительства/филиала, которая могла бы создать угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.

Адвокат Титов А.С.