Налоги с доходов агента оператора связи
Вопрос.У меня есть 3 организации с лицензиями по связи (интернет, кабельное тв, голос), все три сидят на упрощенке, для удобства расчета с абонентами хочу создать некоммерческую организацию(юр. лицо) только для приема абон. платы(одна касса) с последующим перечислением средств в компании (например аб. заплатил 150 руб. соответственно со счета ушло по 50 руб. в 3 организации).НК орг. живет только от взносов от учредителей. Вопрос ?Возможно создание этой организации?
И будет ли
считаться в доход вся сумма(аб. плата) поступившая на счет НК орг.(налоги 3 организации оплачивают сами.
Ответ.Добрый день!
Создать такую организацию возможно. Правда, необходимо иметь ввиду, что
некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение
прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут
создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, …
а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формально некоммерческая организация может заниматься
предпринимательской деятельностью для достижения тех самых общественно
полезных целей. Сбор денег с абонентов такой целью назвать сложно. Кроме
того, с точки зрения налогообложения доходов от деятельности по сбору
денег разницы не будет.
В соответствии с действующими правилами оказания услуг в области
связи (применительно к Вашим они ниже перечислены) создаваемая
организация будет осуществлять деятельность по сбору платы от имени
операторов связи на основании заключенных с ними договоров. По сути, эта
деятельность агентская с элементами поручения (от имени оператора
связи). Доходом при этой деятельности будет является вознаграждение
агента (допустим % от принятых платежей или фиксированная ставка).
В соответствии со ст.251 НК РФ
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего
комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением
обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому
аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных
комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала
и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в
состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в
соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не
относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;
Очень не рекомендовал бы Вам заключать с некоммерческой организацией
договор на получение денежных средств на безвозмездной основе т.к.
услуги полученные оператором безвозмездно признаются его
внереализационным доходом.
В соответствии со ст.250 НК к Внереализационными доходами
налогоплательщика признаются, в частности, доходы: 8) в виде
безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных
прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов
осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений
статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с
настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и
не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу
(выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть
подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг)
документально или путем проведения независимой оценки;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
В целом же, на мой взгляд, проще и логичнее эта структура отношений
выглядела бы, если функции агента-получателя денежных средств выполнял
один из операторов за небольшой процент или фиксированную ставку.
Некоторые разъяснение налоговых органов прилагаю.
По вопросам сотрудничества можете связаться по тел. 8 (985) 643-97-24
С уважением адвокат Титов Александр Сергеевич
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.09.2007 N 575
(ред. от 16.02.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ УСЛУГ СВЯЗИ"
24. Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от
имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с
абонентом от имени оператора связи.
По договору, заключенному уполномоченным третьим лицом от имени и за
счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у
оператора связи.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2006 N 785
(ред. от 16.02.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТЕЛЕВИЗИОННОГО
ВЕЩАНИЯ И (ИЛИ) РАДИОВЕЩАНИЯ"
13. Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключение договора от
имени и за счет оператора связи, а также осуществление от его имени
расчетов.
В соответствии с договором, заключенным третьим лицом от имени и за счет
оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у
оператора связи.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.01.2006 N 32
(ред. от 16.02.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДАННЫХ"
25. Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от
имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с
абонентом от имени оператора связи.
По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора
связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
Вопрос: Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения
"доходы", осуществляет туроператорскую деятельность. Также организация
пользуется услугами туристических агентств на основании агентского
договора. Вправе ли организация учитывать как доход сумму, поступающую
на расчетный счет организации от туристических агентств, за минусом
агентского вознаграждения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2007 г. N 03-11-04/2/290
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по
вопросу определения доходов налогоплательщиком, применяющим упрощенную
систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, при
получении туроператором дохода от реализации туристического продукта по
агентским договорам, заключенным с туристскими агентами, и сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по
агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение
совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные
действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет
принципала.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250
Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не
учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются
выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного
производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации
имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных
с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные
права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, поскольку налогоплательщик-туроператор применяет объект
налогообложения в виде доходов, то налоговой базой являются доходы без
уменьшения на расходы, в том числе на агентское вознаграждение,
причитающееся турагенту. В соответствии с п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой
получения таких доходов признается день поступления денежных средств на
счета в банках и (или) в кассу туроператора.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.11.2007
Вопрос: Организация-турагент, применяющая УСН, оказывает услуги по
организации туристических поездок. Суммы стоимости путевок от физлиц она
получает на свой расчетный счет либо в кассу, а далее перечисляет их
туроператору за вычетом агентского вознаграждения. Правомерно ли
турагент учитывает в налоговой базе по УСН только сумму агентского
вознаграждения? Уменьшают ли расходы по оплате за пользование системой
"Банк-Клиент" налоговую базу по УСН?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 сентября 2007 г. N 03-11-04/2/235
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по
вопросам применения упрощенной системы налогообложения и на основании
информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
По вопросу N 1. Согласно п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в
составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные
доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог
на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст.
251 гл. 25 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются
денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или другому аналогичному договору.
Таким образом, при определении объекта налогообложения доходом
организации-агента (или иного аналогичного поверенного) является сумма
полученного агентского (или иного аналогичного) вознаграждения. Денежные
суммы, которые организация-агент (или иной аналогичный поверенный) на
основании заключенного агентского (или иного аналогичного) договора
передает принципалу (или иному аналогичному доверителю), являются
доходами данного принципала, а доходами указанного агента (или иного
аналогичного поверенного) не являются.
По вопросу N 2. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы
учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Кодекса, при условии
их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе
уменьшать полученные доходы на проценты, уплачиваемые за предоставление
в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также на расходы,
связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том
числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога,
сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке,
предусмотренном ст. 46 Кодекса.
В связи с этим налогоплательщик вправе отнести затраты на оплату
банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию организации к
расходам, уменьшающим полученные доходы при определении объекта
обложения налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы
налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.09.2007
Текст письма опубликован
"Московский налоговый курьер", 2007, N 24
Вопрос: Каков порядок определения налоговой базы для исчисления налога
на прибыль организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность в
рамках агентских договоров?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2007 г. N 20-12/088427
Согласно п. 1 ст. 274 Налогового кодекса РФ налоговой базой для целей
исчисления налога на прибыль признается денежное выражение прибыли,
определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей
налогообложению.
На основании ст. 247 НК РФ прибылью признаются для российских
организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В п. 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях налогообложения
прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и
имущественных прав (доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Порядок определения доходов для целей исчисления налоговой базы
определен в ст. 248 НК РФ. При этом понятие "доходы от реализации" в ст.
249 НК РФ отождествляется с выручкой от реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты
(а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты,
оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе
таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами,
отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского,
семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона
(агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой
стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за
счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет
принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы
принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в
непосредственные отношения по исполнению сделки.
При этом по сделке, которая совершена агентом с третьим лицом от имени и
за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у
принципала.
Согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение
в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
На основании ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского
договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49
(поручение) или гл. 51 ГК РФ (договор комиссии), в зависимости от того,
действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от
своего имени, если эти правила не противоречат гл. 52 ГК РФ или существу
агентского договора.
При этом правилами о договоре комиссии предусмотрено, что комитент
обязан возместить израсходованные на исполнение комиссионного поручения
суммы (ст. 1001 ГК РФ), равно как согласно правилам гл. 49 ГК РФ
доверитель обязан возмещать понесенные поверенным издержки, если иное не
предусмотрено договором поручения (п. 2 ст. 975 ГК РФ).
Для расчета налоговой базы по агентским договорам (в том числе договорам
комиссии и поручения), заключенным в соответствии с требованиями ГК РФ,
следует иметь в виду следующее.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы
по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (включая
денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным
поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие
затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и
(или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных
договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или
иное вознаграждение.
Согласно пп. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не
учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства),
переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или
иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной
комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала
и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в
состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в
соответствии с условиями заключенных договоров.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
О.М.СПИЦЫНА
17.09.2007