Если поставщик действовал во вред покупателю взыскивать НДС сверх договорной цены недопустимо
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление № 16970/10 от 14.06.2011 года, в котором рассматривался вопрос о том, что если НДС не был включён в сумму контракта, то его не всегда можно взыскать с контрагента. На основании госконтракта и договоров подряда, заключенных с учреждением (заказчиком), общество (подрядчик) выполнило ремонтные работы. В документах указывалось, что общество освобождено от уплаты НДС, и стоимость работ была определена и оплачена учреждением без НДС. Позже налоговая инспекция сочла, что льгота применялась неправомерно, и доначислила обществу НДС. Подрядчик предложил учреждению доплатить НДС по контракту и, получив отказ, обратился с иском в суд. В требованиях подрядчик просил взыскать с учреждения долг по контракту в сумме НДС, начисленного на стоимость выполненных работ.
Суды трех инстанций требования удовлетворили исходя из того, что согласно п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Статьей 168 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Ошибочность исключения подрядчиком из цены сумм НДС установлена решением инспекции. Непредъявленные обществом к оплате суммы НДС подлежат взысканию с учреждения сверх договорной цены работ. Также суды применили п. 15 письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, согласно которому требование подрядчика о взыскании с заказчика НДС подлежит удовлетворению независимо от того, что при формировании цены НДС не учитывался.
Однако судами был не учтен п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Коллегия судей ВАС РФ отметила, что необходимость уплатить НДС обусловлена действиями, совершенными им после заключения госконтракта (привлечение субподрядных организаций) и направленными на увеличение стоимости работ. ВАС РФ привел в постановлении обстоятельства, свидетельствующие, что истец злоупотребил правом, поэтому суд мог отказать ему в защите. Так, еще на стадии тендера общество сообщило о праве на льготу по НДС, за счет чего стоимость работ была занижена, и победило в тендере с небольшим отрывом. Впоследствии работы выполнялись силами субподрядчиков, что повлекло потерю права на льготу. При этом была установлена добросовестность заказчика (учреждения), которое не могло знать о неправомерности применения льготы подрядчиком.
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска сделаны по недостаточно исследованным обстоятельствам дела. Президиум ВАС РФ отменил ранее принятые судебные акты и отказал обществу в удовлетворении иска. Это знаковое решение, конечно, защищает добросовестные компании. Однако, чтобы впоследствии не пришлось доказывать свою добросовестность в суде, все же рекомендуем интересоваться контрагентами, имеющими льготу по НДС.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 16970/10
Москва 14 июня 2011 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В.,
Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П.,
Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г.,
Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление государственного учреждения
здравоохранения «Областной центр лечебной физкультуры и спортивной
медицины» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда
Архангельской области от 27.04.2010 по делу № А05-1486/2010,
постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 14.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-
Западного округа от 27.10.2010 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Никифорова С.Б., Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «МОДУЛЬ-А» (далее –
общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области
с иском к государственному учреждению здравоохранения «Областной
центр лечебной физкультуры и спортивной медицины» (правопреемник
государственного учреждения здравоохранения «Больница
восстановительного лечения департамента здравоохранения
администрации Архангельской области, далее – учреждение, ответчик)
о взыскании с учреждения долга в части налога на добавленную
стоимость, начисленного на стоимость работ, выполненных на основании
государственного контракта от 04.06.2007 № 1 (далее – государственный
контракт) на выполнение ремонтно-реставрационных работ кровли
памятника истории и культуры «Лечебница Дмитриевского П.А.»
1911 года, расположенного по адресу: город Архангельск, проспект
Чумбарова-Лучинского, дом 24; а также на основании договоров на
выполнение ремонтных работ от 05.09.2007 и от 05.10.2007 (далее –
договоры подряда) в здании поликлиники по тому же адресу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску
(далее – инспекция).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2010
(с учетом определения об исправлении опечаток от 27.04.2010) иск
удовлетворен, с учреждения взыскано 222 077 рублей 38 копеек долга.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 14.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 27.10.2010 названные судебные акты оставил без
изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов
учреждение просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными
судами единообразия в толковании и применении норм права, а также прав
и законных интересов неопределенного круга лиц и иных публичных
интересов.
В отзыве на заявление инспекция приводит доводы о правомерности
ее решения, принятого в отношении общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
отзыве на него, Президиум считает, что указанные судебные акты
подлежат отмене ввиду следующего.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на
основании государственного контракта и договоров подряда, заключенных
с учреждением (заказчиком), общество (подрядчик) выполнило ремонтные
работы по названному адресу.
В пункте 2.2 государственного контракта и пункте 4.1 договоров
подряда указано, что общество освобождено от уплаты налога на
добавленную стоимость согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 3
статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый
кодекс), в соответствии с которым не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения) на территории Российской
Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для
собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального
сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению
общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и
реализуемых организациями, уставный капитал которых полностью
состоит из вкладов, указанных в абзаце втором этого подпункта,
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность
инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их
доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.
Таким образом, стоимость работ в государственном контракте и
договорах подряда определена и оплачена учреждением без налога на
добавленную стоимость.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, в
рамках которой установлено, что во исполнение государственного
контракта и договоров подряда общество выполняло работы не
собственными силами, а с привлечением субподрядных организаций.
Сочтя, что общество неправомерно применило льготу,
предусмотренную абзацем третьим подпункта 2 пункта 3 статьи 149
Налогового кодекса, инспекция решением от 30.09.2009 № 22-19/602
доначислила обществу налог на добавленную стоимость, начислила пени и
привлекла к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового
кодекса.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2009
по делу № А05-9700/2009 общество признано несостоятельным
(банкротом), открыто конкурсное производство, требования инспекции,
основанные на названном решении, включены в реестр требований
кредиторов.
В письмах от 25.01.2010 и от 26.01.2010 общество предложило
учреждению доплатить 222 077 рублей 38 копеек налога на добавленную
стоимость и выставило к оплате скорректированные счета-фактуры,
в которых стоимость работ увеличена на сумму налога на добавленную
стоимость.
В связи с неисполнением учреждением этих требований общество
обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды трех инстанций исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее – Гражданский кодекс) граждане и юридические лица
свободны в заключении договора. Условия договора определяются по
усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего
условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4
данной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен
соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным
законом и иными правовыми актами (императивным нормам),
действующим в момент его заключения.
Пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса определено, что
исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением
сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях
и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в
установленном законом порядке.
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 168 Налогового
кодекса, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных
прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5
статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров
(работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к
оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав
соответствующую сумму налога.
Ошибочность исключения обществом из стоимости выполненных
работ сумм налога на добавленную стоимость установлена решением
инспекции от 30.09.2009 № 22-19/602.
Учитывая изложенное, суды трех инстанций пришли к выводу о том,
что непредъявленные обществом к оплате учреждению суммы налога на
добавленную стоимость подлежат взысканию с ответчика сверх
договорной цены работ.
Суды применили положение, сформулированное в пункте 15
информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения
споров по договору строительного подряда» (далее – информационное
письмо № 51), о том, что требование подрядчика о взыскании с заказчика
налога на добавленную стоимость подлежит удовлетворению независимо
от того, что при формировании цены в договоре налог на добавленную
стоимость не учитывался.
Вывод судов о том, что в случае если согласованная сторонами
договорная цена работ не включает налог на добавленную стоимость, то
предъявленные истцом к взысканию суммы налога на добавленную
стоимость подлежат взысканию с ответчика на основании прямого
указания налогового законодательства, основан на нормах права и
соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 29.09.2010 № 7090/10.
Однако судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса, определяющего
пределы осуществления гражданских прав, не допускаются действия
граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с
намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление
правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в
целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим
положением на рынке.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи в случае несоблюдения
требований, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, суд,
арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите
принадлежащего ему права.
Суды не применили положения данной статьи и не учли правовое
значение обстоятельств, имевших место в рассматриваемом деле,
свидетельствующих о злоупотреблении правом истца.
Как следует из заявки общества на участие в конкурсе на проведение
ремонтно-строительных работ, проведенном учреждением в мае 2007 года
в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о
размещении заказов), истец заявил об освобождении от уплаты налога на
добавленную стоимость.
Заявленное освобождение основывалось на применении налоговой
льготы.
Однако операции по реализации товаров (работ, услуг)
организациями, указанными в абзаце третьем подпункте 2 пункта 3
статьи 149 Налогового кодекса, освобождаются от обложения налогом на
добавленную стоимость только в отношении товаров собственного
производства и выполнения работ (оказания услуг) собственными силами.
Реализация приобретенных товаров (работ, услуг) от обложения
названным налогом не освобождается. Правовая позиция по этому вопросу
изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 27.08.2002 № 11351/01.
При выполнении работ по государственному контракту и договорам
подряда общество привлекало к выполнению работ субподрядные
организации, следовательно, в заявке на участие в конкурсе наличие права
на налоговую льготу оно заявило неправомерно.
Необходимость уплаты налога на добавленную стоимость в
рассматриваемом случае обусловлена действиями, совершенными
обществом после заключения государственного контракта и договоров
подряда (привлечение субподрядных организаций) и направленными на
увеличение стоимости работ.
Изложенное свидетельствует об использовании гражданских прав
обществом в целях ограничения конкуренции или злоупотреблении
обществом правом в иной форме. Как следует из протокола оценки и
сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 29.05.2007
№ 2007.029О-6/3, при включении обществом налога на добавленную
стоимость в цену работ победителем конкурса был бы признан участник
конкурса, заявка которого заняла второе место – разница цены контрактов
составила 43 273 рубля 94 копейки.
В данном случае не усматривается доказательств того, что
учреждение знало или могло знать о намерениях общества совершить
действия, влекущие неправомерность использования им налоговой льготы.
Заключая государственный контракт и договоры подряда с обществом,
учреждение обоснованно ожидало и рассчитывало на добросовестное
исполнение обществом своих обязательств и не могло предвидеть,
что дальнейшими действиями общества будет обусловлено лишение его
налоговой льготы и, как следствие, увеличение стоимости выполненных
им работ.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о
злоупотреблении продавцом товаров (работ, услуг) правом при вступлении
в договорные отношения с покупателем, при установленной
добросовестности покупателя, добросовестно заблуждавшегося о наличии
у продавца налоговых льгот, продавец должен самостоятельно нести бремя
по уплате налоговых платежей. Неправомерно возложение на
добросовестного покупателя обязанности по уплате налога на
добавленную стоимость, не предъявленного к оплате продавцом,
использующим гражданские права в целях ограничения конкуренции,
получения преимуществ при осуществлении предпринимательской
деятельности и злоупотребляющим правом в иных формах.
Примененные судами положения информационного письма № 51
не касаются ситуации, при которой продавец товаров (работ, услуг),
злоупотребляя правом, заявляет о своем праве на налоговую льготу при
вступлении в договорные отношения с добросовестным покупателем.
Данное обстоятельство имеет существенное значение, принимая
во внимание особенности отношений, связанных с размещением заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
или муниципальных нужд. Частью 4 статьи 28 Закона о размещении
заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения
контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная
комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта
и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Победителем
конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие
условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого
присвоен первый номер (часть 9 этой статьи). Следовательно, увеличение
цены контракта на суммы налоговых платежей существенно влияет на
выбор победителя конкурса. Оспариваемые судебные акты приняты без
учета того, что недобросовестный продавец товаров (работ, услуг),
участвующий в конкурсе, имеет возможность уменьшить цену контракта
на налоговые платежи, а впоследствии, выиграв конкурс, предъявить их
к оплате добросовестному покупателю, что нарушает имущественные
права участников гражданского оборота.
Согласно статьи 309 Гражданского кодекса обязательства должны
исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями
обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при
отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями
делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Недопущение злоупотребления гражданскими правами и ограничения
конкуренции является общепризнанным принципом права.
Таким образом, вывод судов трех инстанций о наличии оснований
для удовлетворения иска не соответствует закону.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты
подлежат отмене в силу пункта 2 части 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права, международным договорам Российской
Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов
по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые
на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся
в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на
основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2010
по делу № А05-1486/2010, постановление Четырнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 14.07.2010 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2010 по тому же делу
отменить.
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью
«МОДУЛЬ-А» отказать.
Председательствующий А.А. Иванов