ФАС МО отменил решение первой инстанции и постановление апелляции в рамках применения закона № 94-фз о государственных закупках


Рассмотренный ФАС МО спор касался обоснованности решений Департамента топливно-энергетического хозяйства г.Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы о признании клиента бюро, уклонившимся от заключения государственных контрактов по итогам электронного  аукциона.

Спор был интересен тем, что в ходе заключения государственных контрактов в связи с жалобой второго участника электронного аукциона, работа площадки была заблокирована в период с 09.02.2012 года по 15.02.2012 года на основании телеграммы ФАС России. Ни заказчики, ни победитель аукциона объективно не могли заключать в этот период контракты. Более того, на момент блокировки площадки Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы даже не разместил сам контракт, который наш клиент должен был бы подписать. Но несмотря на это 13.02.2012 года ответчики принимают протоколы о признании нашего клиента уклонившимся от заключения контракта и размещают соответствующие протоколы на площадке 16.02.2012 и 17.02.2012 года. При этом 14.02.2012 года департаменты заключают с инициатором жалобы (которая к тому же была отклонена ФАС как необоснованная) государственные контракты в бумажном виде, что не соответствует требованием 94 –ФЗ, что подтверждается другим Решением ФАС от 30.03.2012 года по делу № П-167/12.

Несмотря на очевидность обоснованности требований истца суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. В первой инстанции клиент дело вел самостоятельно.  После отказа в иске первой инстанцией, истец обратился в наше бюро для ведения дела в апелляции и кассации.Адвокатским бюро в апелляционной жалобе была воспроизведена точная хронология событий согласно скриншота площадки. Фактически суду в рамках ч. 11 и ч. 4.6. ст. 41.12 закона №94-ФЗ нужно было только установить формальный состав гражданско-правового нарушения порядка заключения государственного контракта участником, а именно неподписание участником в течение трех дней государственного контракта и/или непредставление обеспечения по  контракту. В отношении   Департамента топливно-энергетического хозяйства г.Москвы трехдневный срок начинал течь с 08.02.2012 г., когда им была представлена окончательная  редакция контракта. Истекал срок на подписание контракта участником 11.02.2012 года. Однако площадка была блокирована с 09.02.2012 по 15.02. 2012 года и участник никак  не мог быть признан уклонившимся в условиях блокирования площадки. По второму заказчику срок  подписания контракта даже не начал течь т.к. к 09.02.2012 года контракт не был даже им представлен на площадку.

В апелляции аргументы выслушали, но хронологию событий так устанавливать и не стали. В итоге в удовлетворении жалобы апелляция отказала. В кассации же напротив, председательствующий судья очень внимательно изучил кассационную жалобу и приведенную в ней хронологию заключения контрактов. Суд внимательно выслушал представителя истца,  мнения представителей ответчика и площадки. Сочтя позицию истца убедительной ФАС МО решение суда первой инстанции и постановление апелляции отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Дело вел адвокат Титов А.С.