Сбор долгов с абонентов (с комментарием адвоката Титова А.С.)



Операторы сотовой связи, похоже, активизировали работу по списанию неликвидных долгов. В последние несколько дней многие пользователи мобильной связи стали получать письма от коллекторских компаний, выступающих от имени сотовых компаний и требующих вернуть долги за услуги связи.

«Если Вы когда-либо пользовались услугами оператора «СкайЛинк» (например, покупали модем и заключали договор для доступа в Интернет, когда жили на даче летом), то не удивляйтесь, если в один прекрасный день Вы обнаружите в своем почтовом ящике нечто подобное», - пишет один из абонентов оператора в Интернете и приводит в пример скан платежного требования от компании _____________- крупнейшей в Европе и одной из ведущих в мире компаний, предоставляющих услуги по управлению дебиторской задолженностью. В документе сказано, что компания извещает об обязанности уплатить в установленный присланным документом срок неуплаченную сумму основного долга, а также начисленные проценты, штрафы и расходы, возникшие в связи с несвоевременной уплатой задолженности. «Если у Вас есть возражения по сумме задолженности или Вы хотите договориться о графике ее погашения, Вам следует обратиться в отдел обслуживания клиентов ______________ по указанным телефонам в срок не позднее последней даты платежа», - говорится в документе. В случае непогашения задолженности в срок, как пишет _____________, компания в праве инициировать процедуру принудительного взыскания, что приведет к дополнительным расходам со стороны абонента, а также негативно скажется на его кредитной истории.  


«Больше в послании Вы не найдете ничего информативного - ни ссылки на номер телефона, по которому возникла задолженность, ни объяснения причины, ни детализации, ни прочих документов, - продолжает абонент в своем интернет-блоге. - Зато требуемая дата последней оплаты поражает воображение - хорошо, что наша почта еще успевает доставить отправление за три дня».


Также известны случаи, когда по поручению компании
МТС присылаются «письма счастья», как их уже называют абоненты, требующие погасить задолженность, например, за телефонный номер, которым абонент уже не пользуется несколько лет.

Как пояснили представители сотовых операторов, работа с коллекторами – обычная для них практика взыскания долгов.


«Использование коллекторских агентств для возврата абонентской задолженности в досудебном порядке - широко распространенная практика как в России, так и в мире, - говорит пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая. Мы сотрудничаем с различными коллекторскими агентствами в зависимости от региона».


«Наша компания по договору пользуется услугами коллекторских агентств, которые напоминают абонентам о существовании задолженности, - поясняет пресс-секретарь СЗФ ОАО «МегаФон» Людмила Чехова. - Чаще всего люди просто забывают заплатить и после напоминания оплачивают долг. В случае умышленной неуплаты долг может быть востребован через суд». По словам Людмилы Чеховой, каждый случай подачи или неподачи в суд рассматривается индивидуально.


Ирина Осадчая добавляет, что при неоплате должнику «грозит» весь перечень мероприятий по взысканию задолженности: «Суд, исполнительное производство и другие, предусмотренные законодательными актами мероприятия, вплоть до запрета выезда заграницу, - перечисляет г-жа Осадчая. - Неоплата долга также скажется на кредитной истории абонента, поскольку такой информацией мы обмениваемся с другими участниками рынка».  


«Мы сотрудничаем с коллекторскими агентствами уже в течение нескольких лет, и их работа нас вполне устраивает, - делится опытом старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Марианна Янкова. - Серьезные задолженности – большая редкость для петербургских абонентов, так как в основном они предпочитают предоплатную систему расчетов, то есть, фактически сами себе не дают уйти в долг. Что касается тех абонентов, которые используют наши услуги за пределами домашней сети, - здесь тоже не приходится говорить о задолженности, ведь у нас работает онлайн-тарификация в роуминге».


Сотовые операторы не смогли назвать суммы задолженностей, которые удается взимать с помощью коллекторов, поясняя, что информация по эффективности взысканий является коммерческой тайной.


Операторы объясняют правомерность своих действий тем, что расторжение договора оказания услуг в одностороннем порядке не освобождает абонента от необходимости оплатить задолженность.


«В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему сервисов, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения, - процитировал статью 44 закона «О связи» адвокат Александр Титов. – В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем от оператора уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи, оператор в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом».


Александр Титов пояснил, что взимание телефонных долгов – обычная юридическая практика. «Я сам занимаюсь телефонными долгами, - рассказал г-н Титов. – Работаем как представители оператора связи, заявляем претензии, готовим и подаем иски в суд». Адвокат добавил, однако, что не располагает статистикой, в каком числе случаев подобные дела доводятся до суда, однако сообщил, что небольшие суммы долга абоненты, как правило, погашают сами.


«Возможность уступки денежного требования предусмотрена гражданским кодексом РФ, - пояснил правомерность действий коллекторов исполнительный директор ООО «
Строй Телеком Инвест» Антон Доничев. - Уступка осуществляется на основании соответствующего договора между финансовым агентом и клиентом. В данном случае в качестве финансового агента выступает, например, коммерческая организация _______________, в качестве клиента - оператор сотовой связи, в качестве должника - пользователь оператора сотовой связи, своевременно не оплативший оказанные услуги. Обязательство должника произвести платеж __________________возникает после получения абонентом письменного уведомления об уступке денежного требования. При этом должник имеет право попросить у ________________доказательство того, что уступка денежного требования действительно имела место. Сотовый оператор связи, в свою очередь, несет перед компанией-коллектором ответственность за действительность денежного требования».

Юристы поясняют, что долги, конечно, платить нужно, но отмечают ряд нюансов, которые могут в этом случае возникать.


Например, относительно взимания старых долгов Антон Доничев обращает внимание на то, что существуют сроки исковой давности. Речь идет о случаях, когда абоненту предлагают оплатить задолженность, возникшую более, чем три года назад. «У нас можно требовать долг через суд, а у суда есть срок исковой давности 3 года», - напоминает г-н Доничев.


«Таким образом операторы пытаются снизить неликвидные долги, - уверен юрист-консультант СПб ООП «Диалог» Алексей Койтов. – О правомерности действий компаний, которые выступают от имени операторов, можно говорить после того, как абоненту будут предоставлены «оправдательные документы». Это те документы, на которых основываются требования оператора: копии договоров между абонентом и оператором, расчеты задолженностей и т.д. Как правило, таких документов «на руках» у коллектора нет, потому что «письма счастья» рассылаются не одной тысяче абонентов. Даже если такие документы есть, зачастую их адекватность вызывает большие сомнения. Например, нередко бывает ситуация, когда при отрицательном балансе услуга приостанавливается, а абонентская плата все равно начисляется, а потом вся эта сумма вменяется абоненту в качестве долга. Это неправомерно в соответствии с действующим законодательством».


«Если оператор приостановил оказание услуг связи в какой-то момент в связи с наличием задолженности, то он не может требовать оплаты услуг связи, так как связь абоненту не предоставлялась», - согласен с коллегой Александр Титов.


Алексей Койтов говорит, что операторы и их представители могут также бравировать статьями УК. «Однако это не более, чем давление на психику, - считает г-н Койтов. - Расчет на то, что человек побоится возможных судебных разбирательств и просто оплатит сумму долга, не проверяя ее правомерность. Но мне неизвестен ни один случай, когда подобные дела доводились до суда. Как правило, все ограничивается методами коллекторских компаний. В этом случае абоненту лучше всего отправить коллекторам письмо с просьбой разъяснить предъявленные ему претензии, а также попросить предоставить документы, на которых основываются такие требования».


В целом же юристы отмечают, что в России практика по взиманию долгов с физических лиц за оказанные услуги связи широкого распространения пока не получила по причине постоянной борьбы за пользователей услугами связи.

Наталья Нелюбина

Источник: ip-news