Россия на прослушке


Зарубежные спецслужбы могут получить доступ к интернет- и телефонному трафику

В Швеции может в скором времени появиться закон, который даст спецслужбам этой страны доступ к информации, поступающей по российским сетям за рубеж. Разведслужбы будут собирать информацию, передаваемую, в частности, с помощью мобильной и стационарной телефонии и по электронной почте. На эту страну приходится около 80% отечественного трафика, идущего на Запад. Российские операторы расценивают инициативу как попытку коммерческого шпионажа на государственном уровне и выражают готовность при необходимости пускать трафик в обход Швеции.

Закон обяжет операторов записывать на серверах информацию, поступающую из России через Швецию. Об этом сообщила влиятельная шведская газета Svenska Dagbladet. После этого шведская разведслужба National Defence Radio Establishment (FRA) будет тщательно изучать эти данные. Информация, собранная разведкой, затем может быть использована при торговле данными с другими западными странами, сообщает газета.

«Наше географическое положение такое, что 80% российских контактов с большой частью мира идет по кабелям через Швецию, — сообщил источник, близкий к разведслужбам Швеции. — Основная причина принятия нового закона в том, что правительству и другим ведомствам необходима развединформация о России».

Действительно, большинство российского трафика направляется за рубеж через Финляндию и Швецию, главным образом через инфраструктуру TeliaSonera, подтвердил источник в одном из российских операторов.

Закон о прослушивании был направлен в швед­ский парламент еще в 2007 году. Однако его главная цель — получение доступа к информации, идущей из России, — держалась в секрете. Это связано с тем, что FRA хотела сохранить свои намерения в тайне как можно дольше, чтобы российские телекоммуникационные компании не смогли создать дополнительные каналы, ведущие за рубеж.

«При желании осуществить перехват информации элементарно. Но шифрование обеспечит надежную защиту данных. Расшифровать информацию, не имея специального оборудования и не зная шифра, невозможно», — считает менеджер по развитию бизнеса российского представительства Cisco Systems Алексей Лукацкий. «Швеция организует не более чем систему коммерческого шпионажа. Вся информация, имеющая отношение к государственной тайне, передается по другим каналам — через дипломатическую почту, спутники или высокочастотные каналы связи», — считает один из экспертов.

По словам эксперта ПИР-Центра Дмитрия Евстафьева, инициатива Швеции ожидаема, поскольку контроль над международными каналами связи позволяет отслеживать движение капиталов и становится не менее важным, чем контроль над путями транспортировки углеводородов. «Разговоры о кириллических доменах и об «исламском Интернете» не случайны. За редкими исключениями крупные оптоволоконные сети так или иначе контролируются Западом, и многие страны хотели бы выйти из-под контроля», — рассуждает он.

Вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов напоминает, что информацию, проходящую через сеть TeliaSonera, спецслужбы могут не только снимать, но также блокировать и искажать. «Это серьезная проблема, и решать ее надо не только со Швецией, — говорит он. — Надо инициировать международные соглашения, которые регламентировали бы доступ к международным линиям связи».

Однако российские операторы пока сохраняют спокойствие. «Перехватывать и записывать весь исходящий российский трафик — это нонсенс. Шведские власти просто разорятся на покупку новых серверов. Для шведов это заявление просто попытка набить себе цену. Власти лишний раз хотят напомнить Европе, что 80% трафика из России идет именно через Швецию», — считает один из участников рынка.

При этом операторы готовы организовать маршруты в Европу в обход Швеции. «У нас есть прямые соединения с Финляндией. Этот маршрут является зарезервированным, в любой момент трафик может пойти в Европу другим путем», — говорит советник генерального директора по связям с общественностью «Ростелекома» Иван Ким. Однако, по словам одного из участников рынка, смена маршрута приведет к дополнительным расходам. «У российских операторов и скандинавских компаний, в частности со шведско-финской TeliaSonera, есть прямые подключения. Через другие страны придется пересылать трафик транзитом», — пояснил он.

АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ,ВИКТОР ЯДУХА

Источник: РБК daily