Проверка на легальность (с комментариями адвоката Титова А.С.)
Работа по легализации использования контента в сетях интернет-провайдеров набирает обороты. Причем тенденция последнего времени – не внезапные проверки и «наезды» на провайдеров, чьи пользователи качают «контрафакт», а конструктивная совместная работа представителей правообладателей и операторов. В частности, ассоциация по защите интеллектуальной собственности «Русский щит» еженедельно посылает ряду домашних сетей список из 500-800 абонентов, которые используют нелегальный контент. Правообладатели отмечают, что механизм привлечения к ответственности оператора сети в случае появления на его «просторах» нелегального контента есть, но он очень сложен, занимает очень много времени и не гарантирует желаемого эффекта. Кроме того, провайдеры и сами готовы сотрудничать с правообладателями.
«Когда точечные проверки проводят сотрудники правоохранительных органов, они руководствуются двумя статьями, - рассказывает руководитель Северо-Западного отделения ассоциации по защите интеллектуальной собственности «Русский щит» Андрей Павленко. – Это статья 146 УК РФ в части 2 «Нарушение авторских и смежных прав», а также ст. 7,12 КОАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».
По уточнению Андрея Павленко, если внимательно почитать данные статьи, то ключевой фразой в них является действия «в целях сбыта» и «в целях извлечения дохода». «Такая мотивация у провайдеров отсутствует, так как вы приобретаете лишь канал доступа в глобальную или домашнюю сеть», - поясняет глава «Русского щита» на Северо-Западе.
Когда же проверки проводят сами правообладатели, они руководствуются 4 частью Гражданского кодекса. «В связи с этим, в момент вступления в силу 4 части, а именно 1 января 2008 года практически все провайдеры перевели свои файловые сервера на пользователей домашних сетей, - поясняет Андрей Павленко. - По гражданскому кодексу необходимо лишь установить факт незаконного использования объекта авторских прав, после чего смело можно обращаться в суд и требовать компенсации нанесенного вреда. Однако сделать это невозможно из-за отсутствия серверов, принадлежащих провайдерам. Вторым моментом провайдеры запустили сервис передачи файлов на базе хорошо известного DC++: провайдер предоставляет хаб-сервер, который только обрабатывает списки файлов, организует чат и поиск. То есть при скачке соединение устанавливается между владельцем файла и тем, кто качает. Владелец открытых ресурсов несет полную ответственность за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видео, сообщения и другие материалы, которые будут доступны через DC-сеть. Провайдеры же руководствуются федеральным законом «О связи», в котором не сказано о том, что они обязаны просматривать материалы, распространяемые через их сеть».
По мнению Андрея Павленко, механизм привлечения операторов к ответственности есть, но он очень сложен, занимает много времени и не гарантирует желаемого эффекта. «Доказать и наказать провайдера практически невозможно, и это требует соблюдения множества юридических тонкостей на каждом этапе», - поясняет Андрей Павленко.
«Ответственность за контент несет пользователь, провайдер дает только железо и не может отвечать за то, что там хранят пользователи», - подтверждает эту мысль независимый адвокат в области связи Александр Титов.
«Правообладатели хотят добиться того, чтобы законодательно провайдеры считались «безвиновно ответственными», когда «отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав», - уверен один из патентоведов Петербурга, попросивший не называть его имени. Однако, по словам эксперта, подобные дела будут бесперспективны, ибо «всех не перевешают».
«Одними только карательными мерами решить проблему нелегального контента невозможно, - считает руководитель PR-службы компании «Акелла» Михаил Каменецкий. - Поэтому наша компания так же работает в направлении изменения принципов распространения легального контента и повышения его привлекательности для пользователя. Эффект в работе по защите интеллектуальной собственности возрастет многократно, если на смену нелегальным «файлообменникам» придет нормальное цивилизованное сотрудничество провайдеров и правообладателей. То есть, если все эти нелегальные обменники будут заменены сервисами цифровой дистрибьюции. Таким образом, провайдеры будут заинтересованы в развитии легальной дистрибьюции, приносящей прибыль, а не в развитии пиратских сервисов».
Так или иначе, представители правообладателей предпочитают не доводить дело до суда, а рассчитывают на порядочность операторов. По их словам, небезосновательно. «Данное сотрудничество выгодно обеим сторонам, наше уведомление и ответные действия провайдеров избавляют от судебных тяжб, наша компания старается максимально быстро устранить нарушение прав, а не заработать показатель судебных приговоров», - говорит Андрей Павленко.
«Называть «проверками» наши действия немного не корректно, мы изначально строили партнерские отношения, за счет этого нам идут навстречу, - уточняет Андрей Павленко. – «Русский Щит Северо-Запад» тесно сотрудничает с провайдером iWan. Так же на наши письма реагируют InteZet, Eltel, Corbina, хостер провайдер Infobox».
Компания «Русский Щит Северо-Запад» представляет интересы на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ряда правообладателей, таких как ЗАО «Бука», ООО «Издательство» Акелла-1» (ООО «Акелла»), ООО «Бизнессофт» (ООО «ИДДКГРУПП»), ООО «РМГ Мультимедиа», ООО «РМГМедиа», ООО «РМГ Рекордз», ООО «АБИ Софтвер» (ООО «Аби»), ООО «МП3 ОНЛАЙН».
Проверки на наличие нелегального контента проводятся раз в неделю, после чего формируется отчет и рассылаются письма – уведомления на e-mail провайдеров. «За неделю таких писем набирается от 500 до 800», - говорит Андрей Павленко.
По словам главы Северо-Западного «Русского щита», точную оценку числа пользователей, качающих нелегальный контент, дать тяжело, однако эта цифра в любом случае стремится к 100%. «Всё больше людей становится уверенными пользователями ПК, и их навыки уже далеко не ограничиваются чтением почты», - считает Андрей Павленко.
По словам Андрея Павленко, процесс выявления «нелегалов» не сложен. «Главное иметь доступ к сети провайдера, - говорит он. - DC++ обладает системой поиска доступного контента, так же используются прикладные программы для поиска информации пользователей, дающих доступ из Windows. На 95% файлообменик состоит из пиратского софта, музыки, фильмов».
«Мы предоставляем пользователям лишь платформу, с помощью которой они могут обмениваться файлами (DC++). Сама по себе система файлообмена ничего незаконного из себя не представляет, вопрос лишь к тому контенту, который распространяют пользователи», - подтверждает мысль представителей правообладателей менеджер по связям с общественностью Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Мария Балутина.
«Неоднократно слышал, что правообладатели мечтают добраться до домашних сеток и повлиять на распространение контента внутри них, - говорит исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер. - Компания SkyNet не содержит ни файлообменников, ни FTP с нелицензионным контентом, ни DC++ хаб, мы предоставляем доступ к сети Интернет и локальной сети. На мой взгляд, проверять домашние сети - абсолютно бессмысленно, основной контент находится вне сети и получается абонентом посредствам p2p сетей (торрент и т.д.)».
«Сейчас каждый второй дом в крупных городах России подключен к локальной сети, и проблема распространения нелегального контента, в том числе видеопродукции, для правообладателей стоит очень остро, - говорит руководитель проекта «Видео по расписанию» интернет-провайдера InterZet Дмитрий Орлов. - Сервис файлового обмена является одним из самых востребованных. И до тех пор, пока такие предложения есть у конкурентов, остальные тоже будут их поддерживать. Мы, как интернет-провайдер, заинтересованы в том, чтобы контент был легальным и предоставлялся на платной основе. Со своей стороны мы заключаем договоры с правообладателями на лицензионное вещание. Цифровое телевидение (IP-телевидение ), видео по запросу (VoD) и видео по расписанию (nVod), которые мы устанавливаем своим абонентам, также предполагают качественное изображение, что возможно только в случае лицензионной версии».
Тем не менее, по мнению Дмитрия Орлова, история борьбы на западе с нелегальным контентом показала, что это борьба с «ветряными мельницами». «С торрентами борются на протяжении многих лет, и до сих пор не найдены средства, они появляются все новые и новые. Их идеология вытекает из идеологии самого Интернета, предназначенного не только для поиска информации, но и для обмена данными. Возможно отслеживать загрузку нелегального контента, но ответственность за нелегальное использование должна лежать на самих пользователях. Другое дело, если пользователь будет загружать какой-то контент только для ознакомления, но просмотр полной версии хорошего качества можно будет только купить», - считает Дмитрий Орлов.
Другие эксперты полагают, что российские пользователи не готовы принять «платные условия». «Люди не пойдут толпами заказывать услуги сервисов IPTV, когда они привыкли брать все бесплатно, - уверен аналитик Денис Кусков. – «Видео по запросу» будет стремится к нулю. Спрос на IPTV и VoD не сильно, но растет, но только у тех операторов, кто не имеет «локалок».
«Когда точечные проверки проводят сотрудники правоохранительных органов, они руководствуются двумя статьями, - рассказывает руководитель Северо-Западного отделения ассоциации по защите интеллектуальной собственности «Русский щит» Андрей Павленко. – Это статья 146 УК РФ в части 2 «Нарушение авторских и смежных прав», а также ст. 7,12 КОАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».
По уточнению Андрея Павленко, если внимательно почитать данные статьи, то ключевой фразой в них является действия «в целях сбыта» и «в целях извлечения дохода». «Такая мотивация у провайдеров отсутствует, так как вы приобретаете лишь канал доступа в глобальную или домашнюю сеть», - поясняет глава «Русского щита» на Северо-Западе.
Когда же проверки проводят сами правообладатели, они руководствуются 4 частью Гражданского кодекса. «В связи с этим, в момент вступления в силу 4 части, а именно 1 января 2008 года практически все провайдеры перевели свои файловые сервера на пользователей домашних сетей, - поясняет Андрей Павленко. - По гражданскому кодексу необходимо лишь установить факт незаконного использования объекта авторских прав, после чего смело можно обращаться в суд и требовать компенсации нанесенного вреда. Однако сделать это невозможно из-за отсутствия серверов, принадлежащих провайдерам. Вторым моментом провайдеры запустили сервис передачи файлов на базе хорошо известного DC++: провайдер предоставляет хаб-сервер, который только обрабатывает списки файлов, организует чат и поиск. То есть при скачке соединение устанавливается между владельцем файла и тем, кто качает. Владелец открытых ресурсов несет полную ответственность за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видео, сообщения и другие материалы, которые будут доступны через DC-сеть. Провайдеры же руководствуются федеральным законом «О связи», в котором не сказано о том, что они обязаны просматривать материалы, распространяемые через их сеть».
По мнению Андрея Павленко, механизм привлечения операторов к ответственности есть, но он очень сложен, занимает много времени и не гарантирует желаемого эффекта. «Доказать и наказать провайдера практически невозможно, и это требует соблюдения множества юридических тонкостей на каждом этапе», - поясняет Андрей Павленко.
«Ответственность за контент несет пользователь, провайдер дает только железо и не может отвечать за то, что там хранят пользователи», - подтверждает эту мысль независимый адвокат в области связи Александр Титов.
«Правообладатели хотят добиться того, чтобы законодательно провайдеры считались «безвиновно ответственными», когда «отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав», - уверен один из патентоведов Петербурга, попросивший не называть его имени. Однако, по словам эксперта, подобные дела будут бесперспективны, ибо «всех не перевешают».
«Одними только карательными мерами решить проблему нелегального контента невозможно, - считает руководитель PR-службы компании «Акелла» Михаил Каменецкий. - Поэтому наша компания так же работает в направлении изменения принципов распространения легального контента и повышения его привлекательности для пользователя. Эффект в работе по защите интеллектуальной собственности возрастет многократно, если на смену нелегальным «файлообменникам» придет нормальное цивилизованное сотрудничество провайдеров и правообладателей. То есть, если все эти нелегальные обменники будут заменены сервисами цифровой дистрибьюции. Таким образом, провайдеры будут заинтересованы в развитии легальной дистрибьюции, приносящей прибыль, а не в развитии пиратских сервисов».
Так или иначе, представители правообладателей предпочитают не доводить дело до суда, а рассчитывают на порядочность операторов. По их словам, небезосновательно. «Данное сотрудничество выгодно обеим сторонам, наше уведомление и ответные действия провайдеров избавляют от судебных тяжб, наша компания старается максимально быстро устранить нарушение прав, а не заработать показатель судебных приговоров», - говорит Андрей Павленко.
«Называть «проверками» наши действия немного не корректно, мы изначально строили партнерские отношения, за счет этого нам идут навстречу, - уточняет Андрей Павленко. – «Русский Щит Северо-Запад» тесно сотрудничает с провайдером iWan. Так же на наши письма реагируют InteZet, Eltel, Corbina, хостер провайдер Infobox».
Компания «Русский Щит Северо-Запад» представляет интересы на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ряда правообладателей, таких как ЗАО «Бука», ООО «Издательство» Акелла-1» (ООО «Акелла»), ООО «Бизнессофт» (ООО «ИДДКГРУПП»), ООО «РМГ Мультимедиа», ООО «РМГМедиа», ООО «РМГ Рекордз», ООО «АБИ Софтвер» (ООО «Аби»), ООО «МП3 ОНЛАЙН».
Проверки на наличие нелегального контента проводятся раз в неделю, после чего формируется отчет и рассылаются письма – уведомления на e-mail провайдеров. «За неделю таких писем набирается от 500 до 800», - говорит Андрей Павленко.
По словам главы Северо-Западного «Русского щита», точную оценку числа пользователей, качающих нелегальный контент, дать тяжело, однако эта цифра в любом случае стремится к 100%. «Всё больше людей становится уверенными пользователями ПК, и их навыки уже далеко не ограничиваются чтением почты», - считает Андрей Павленко.
По словам Андрея Павленко, процесс выявления «нелегалов» не сложен. «Главное иметь доступ к сети провайдера, - говорит он. - DC++ обладает системой поиска доступного контента, так же используются прикладные программы для поиска информации пользователей, дающих доступ из Windows. На 95% файлообменик состоит из пиратского софта, музыки, фильмов».
«Мы предоставляем пользователям лишь платформу, с помощью которой они могут обмениваться файлами (DC++). Сама по себе система файлообмена ничего незаконного из себя не представляет, вопрос лишь к тому контенту, который распространяют пользователи», - подтверждает мысль представителей правообладателей менеджер по связям с общественностью Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Мария Балутина.
«Неоднократно слышал, что правообладатели мечтают добраться до домашних сеток и повлиять на распространение контента внутри них, - говорит исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер. - Компания SkyNet не содержит ни файлообменников, ни FTP с нелицензионным контентом, ни DC++ хаб, мы предоставляем доступ к сети Интернет и локальной сети. На мой взгляд, проверять домашние сети - абсолютно бессмысленно, основной контент находится вне сети и получается абонентом посредствам p2p сетей (торрент и т.д.)».
«Сейчас каждый второй дом в крупных городах России подключен к локальной сети, и проблема распространения нелегального контента, в том числе видеопродукции, для правообладателей стоит очень остро, - говорит руководитель проекта «Видео по расписанию» интернет-провайдера InterZet Дмитрий Орлов. - Сервис файлового обмена является одним из самых востребованных. И до тех пор, пока такие предложения есть у конкурентов, остальные тоже будут их поддерживать. Мы, как интернет-провайдер, заинтересованы в том, чтобы контент был легальным и предоставлялся на платной основе. Со своей стороны мы заключаем договоры с правообладателями на лицензионное вещание. Цифровое телевидение (IP-телевидение ), видео по запросу (VoD) и видео по расписанию (nVod), которые мы устанавливаем своим абонентам, также предполагают качественное изображение, что возможно только в случае лицензионной версии».
Тем не менее, по мнению Дмитрия Орлова, история борьбы на западе с нелегальным контентом показала, что это борьба с «ветряными мельницами». «С торрентами борются на протяжении многих лет, и до сих пор не найдены средства, они появляются все новые и новые. Их идеология вытекает из идеологии самого Интернета, предназначенного не только для поиска информации, но и для обмена данными. Возможно отслеживать загрузку нелегального контента, но ответственность за нелегальное использование должна лежать на самих пользователях. Другое дело, если пользователь будет загружать какой-то контент только для ознакомления, но просмотр полной версии хорошего качества можно будет только купить», - считает Дмитрий Орлов.
Другие эксперты полагают, что российские пользователи не готовы принять «платные условия». «Люди не пойдут толпами заказывать услуги сервисов IPTV, когда они привыкли брать все бесплатно, - уверен аналитик Денис Кусков. – «Видео по запросу» будет стремится к нулю. Спрос на IPTV и VoD не сильно, но растет, но только у тех операторов, кто не имеет «локалок».