Провайдер садится на два кресла (с комментариями адвоката Титова А.С.)


Не секрет, что во взаимодействии провайдер - управляющая компания и ТСЖ существует ряд трудностей на этапе захода оператора в дом. Многие телекоммуникационные компании решают эту проблему путем организации специального подразделения по работе с ТСЖ и УК. Однако появился еще один подход: провайдер создает отдельное юридическое лицо, выступающее в роли управляющей компании.

В составе отдела по развитию компании Info-Lan сформировано отдельное юридическое лицо для организации контроля за обще-домовым имуществом, а именно, управляющая компания. Группа специалистов займется получением ТУ, заказом проектов, подписанием договоров и разработкой документации сетей связи для собственников жилья, а также обслуживанием домофонов, лифтовой связью, видеонаблюдением, технадзором и т.д. По словам заместителя генерального директора ООО «Информационная сеть» (торговая марка Info-Lan) Сергея Власова, внимание к бюрократической стороне вопроса принципиально: «поскольку из-за одного недобросовестного председателя, без связи могут остаться целые кварталы, а поиск криминальных элементов, повредивших наши сети, представители правопорядка будут проводить только после того как им докажешь, «что это было наше».

 

Напомним, в июне 2009 года оборудование и кабели компании Info-Lan в нескольких домах стали жертвой вандалов. Г-н Власов уверен, что не мне важно взаимодействие – и сотрудничество – между провайдером и УК: «провайдер – предоставляет услуги связи, УК – следит за обще-домовым имуществом. Пускай это и дружественные компании».

 

Info-Lan не исключает, что будет пользоваться также и услугами субподрядчиков.

 

Отметим, что другие интернет-провайдеры имеют практику организации специального департамента по работе с УК, которые выполняют также и часть функций управляющих компаний. Руководитель отдела маркетинга и рекламы SkyNet Гарик Адамян рассказал, что среди условий, которые ставят перед провайдерами представители ТСЖ, нередко оказывается установка и/или эксплуатация других слаботочных систем. По мнению г-на Адамяна, перспективное направление взаимодействия провайдеров и УК – установка систем видеонаблюдения.


Генеральный директор InterZet Дмитрий Анчунов сообщил, что его компания обеспечивает полным пакетом услуг связи – интернетом, телефонией, аналоговым и цифровым телевидением – новостройки. В дальнейших планах компании – развитие сети телевещания.


Многие игроки рынка ШПД уверены, что такой подход  позволяет, несколько упростить взаимодействие с ТСЖ, ЖСК и УК, осложняемое коррупцией в этих организациях, и расплывчатыми формулировками законодательства. Не облегчают положение законопослушных провайдеров и коллеги-нелегалы, прокладывающие кабели без согласования и с нарушением технических норм.

Адвокат Александр Титов пояснил IP-News, что Закон «О связи» разрешает ТСЖ не допускать в дом того или иного провайдера по собственному желанию, или требовать с него денег за эксплуатацию помещений общего пользования. Однако сумма, в которую обойдется провайдеру доступ в такой дом, не регламентирована: согласно параграфу 3 статьи 6 Закона «О связи», «собственник или иной владелец вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом» (техническими помещениями, лестничными клетками и т.п.). 

В 2008 году в составе холдинга «Ниеншанц» была создана компания «Мета-Сервис», которая была призвана решить эту проблему. «В системе отношений ТСЖ-провайдер-клиент есть ряд противоречий. С одной стороны, в интересах клиента и провайдера присутствие на том или ином объекте, с другой стороны  - для ТСЖ невыносимой обузой становится наличие 4-5 сетей в доме. Вот именно это противоречие устраняет услуга «Мета-Сервиса»» - объяснил цели компании заместитель генерального директора компании Олег Павлов. Фактически, «Мета-Сервис» брал на себя все проблемы, связанные с организацией в доме сети, к которой в дальнейшем подключались с одной стороны провайдеры, а с другой – конечные пользователи. Такая схема позволяла удешевить (и, следовательно, сделать более привлекательным) присоединение дома к своей сети для провайдера, и не давала возможности ТСЖ или ЖСК спекулировать на условиях для разных компаний.

Вполне вероятно, что именно такая схема является еще одним перспективным путем развития отношений между операторами ШПД и собственниками жилья. Однако, как отмечает г-н Павлов, создание СКС по образцу «Мета-Сервиса» слишком зависимо от внешних факторов: долгосрочного партнерства с застройщиками, профессионализма менеджеров по работе с ТСЖ, наличия инвестиций извне и дешевизны эксплуатации. При среднем ARPU порядка 75 рублей этот бизнес будет очень чувствителен к операционным издержкам – и, соответственно, может существовать только как дочерний. Возможно, эстафету по созданию таких систем у «Ниеншанца» перехватят строительные компании.

Тем не менее, вне зависимости от перспектив той модели взаимодействия между провайдером и ТСЖ, которую разрабатывает «Мета-Сервис», уже можно говорить о формировании новой тенденции. Оператор ШПД становится не менее важным участником обслуживания жилого здания, что и УК, и переходит от противостояния с ТСЖ к партнерству.