Принято постановление Пленума ВАС РФ по вопросам применения ст.169 Гражданского кодекса
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 10 апреля 2008 г.N 22
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных сприменением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связаннымисприменением статьи 169 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации,ивцелях обеспечения единообразных подходов к их разрешению ПленумВысшегоАрбитражного СудаРоссийскойФедерациинаоснованиистатьи 13Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах вРоссийскойФедерации" постановляет дать арбитражным судам (далее - суды)следующиеразъяснения.
1. Согласно статье 169 ГражданскогокодексаРоссийскойФедерации(далее - ГК РФ, Кодекс) ничтожными являются сделки, совершенные с целью,заведомо противной основам правопорядка и нравственности.
При определении сферы применения статьи 169 ГК РФ судамнеобходимоисходить из того, что в качестве сделок, совершенных с указаннойцелью,могут быть квалифицированы сделки, которые непростонесоответствуюттребованиям закона или иныхправовыхактов(статья168Кодекса), а нарушаютосновополагающиеначалароссийскогоправопорядка,принципыо бщественной, политической иэкономическойорганизацииобщества,егонравственные устои. К названным сделкам могут быть отнесены, в частности,сделки, направленные на производствоиотчуждениеопределенныхвидов объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте (соответствующиевидыоружия,боеприпасов,наркотическихсредств,другойпродукции,обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан,ит.п.);сделки, направленные на изготовление, распространение литературы ииной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиознуювражду;сделки,направленныенаизготовлениеилисбытподдельныхдокументов и ценных бумаг.
Такимобразом,дляприменениястатьи169ГКРФнеобходимоустановить, чтоцельсделки,праваиобязанности,которыестороны стремились установить при ее совершении,либожелаемоеизменениеили прекращениесуществующихправиобязанностей(статья153Кодекса)заведомо противоречили основам правопорядка и нравственности.Приэтомц ель сделки может быть признана заведомо противной основам правопорядка и нравственности только в том случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлено наличие умысла на это хотя бы у одной из сторон.
2. Судам необходимо учитывать, чтосделки,совершенныесцелью,заведомопротивнойосновамправопорядкаинравственности,могутприкрываться иными сделками, которые формальноненарушаюттребованийзаконодательства.В данных случаях к сделке, которую стороныдействительноимеливвиду, с учетом существа сделки, применяются относящиесякнейправила(пункт 2 статьи 170 ГК РФ), в силу чего притворная сделка квалифицируетсякак ничтожная исключительно по статье 170 ГК РФ, а прикрываемаясделка,при наличии к тому оснований, может быть квалифицирована постатье169Кодекса.
3. Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФнедействительнаясделканевлечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с еенедействительностью, и недействительнасмоментаеесовершения.Для сделок, совершенных с целью, заведомо противной основамправопорядкаинравственности, статьей 169 Кодекса предусмотрены специальные последствиянедействительности, а именно:недопущениереституцииивзыскание состорон в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) посделке - при наличии умысла у обеих сторон - и односторонняя реституция содновременнымвзысканиемвдоходРоссийскойФедерацииполученного(причитавшегося) по сделке с одной из сторон - при наличии умысла лишь уодной из сторон такой сделки. При этом исходя из прямого указания статьи169 ГКРФназванныепоследствиянедействительностисделкиподлежатприменению,еслионаисполняласьхотябыоднойизее сторон.Соответствующиепоследствиясудвправеприменитьпособственнойинициативе (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Судам следует иметь в виду, что указанные последствия не могут быть применены частично,аподлежатприменениютольковполномобъеме.Например, если судом установлено, что с умыслом на совершениесделкисцелью,заведомопротивнойосновамправопорядкаинравственности,действовала лишь одна из сторон,иистецтребуетвзысканиявдоход Российской Федерации только исполненного данной стороной (причитавшегосяс нее в возмещение полученного исполнения), то суд, применяя последствиянедействительности сделки, долженнетолькоудовлетворитьтребованиеистца, но и произвести одностороннююреституцию,взыскавсостороны,действовавшей умышленно, полученное ею по сделке в пользу другой стороны(абзац третий статьи 169 Кодекса).
4. При рассмотрении требований, связанныхсоспариваниемсделок,совершенных лицом в преддвериивозбуждениявотношениинегодела обанкротствеилилицом,находящимсявпроцедуренесостоятельности(банкротства), судам следует учитывать, что совершение должником сделок сзаинтересованными лицами; сделок сотдельнымикредиторамилибоинымилицамисцельюпреимущественногоудовлетворениятребованийодних кредиторов перед другими кредиторами; сделок, цена и иные условия которыхсущественно в худшую для должника сторонуотличаютсяотценыииных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, само по себе не является основанием для квалификации таких сделоккак ничтожных в соответствии со статьей 169 ГК РФ.
Указанные сделки могутбыть оспорены по основаниям, специально установленным законом (статья 103 Федеральногозакона"Онесостоятельности(банкротстве)",статья 28Федеральногозакона"Онесостоятельности(банкротстве)кредитныхорганизаций"). Кроме того, применениевподобныхслучаяхпоследствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 169 Кодекса,ввиде взыскания полученного по сделке в доход Российской Федерации означало бынарушение интересов кредиторов должника.
5.Прирассмотренииспоров,возникающихизадминистративных,налоговых и иных публичных правоотношений, судам следует учитывать,чтовзыскание согласно статье 169 ГК РФ всего полученного (причитавшегося) посделкевдоходРоссийскойФедерацииявляетсямерой,применяемойисключительно вкачествеспециальногопоследствиянедействительности ничтожнойсделки.
Санкции,установленныезасовершениепубличных правонарушений,немогутквалифицироватьсявкачествепоследствий недействительности сделок, поэтому соответствующие требования недолжнырассматриватьсявспорахопризнаниисделокнедействительными наосновании статьи 169 Кодекса.
В тех случаях, когда сделка сама по себе образует состав публичного правонарушения либо указанное правонарушение связано с совершением такойсделки,врамкахрассмотренияспора,вытекающегоизпубличныхправоотношений,подлежатприменениюсанкции,установленные законодательством в качестве меры ответственности за совершениеданного правонарушения, а не последствия, предусмотренные статьей 169 ГК РФ.
6. Согласно абзацу четвертому пункта 11 статьи 7 ЗаконаРоссийскойФедерации "О налоговых органах Российской Федерации" (далее-Закононалоговых органах, Закон) налоговые органы вправе предъявлять всудеиарбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Судам при применении названных положений Закона о налоговых органахнеобходимоучитывать,чтоуказанноеправоможетреализовываться налоговымиорганамилишьпостольку,посколькуудовлетворение соответствующего требования направленонавыполнениезадачналоговыхорганов, определенных статьей 6 Закона.
В частности, требование о применении последствий недействительностисделкиввидевзысканиявдоходРоссийскойФедерацииполученного(причитавшегося) по сделке исполнения в соответствии со статьей 169 ГК РФ может быть предъявлено налоговым органом в рамках выполнения им задачи по контролю за производством и оборотомэтиловогоспирта,алкогольной испиртосодержащейпродукцииприоспариваниисделок,направленных напроизводство и сбыт продукции, обладающей свойствами, опасными для жизнии здоровья граждан.
Вто жевремятребованиеналоговогоорганаоприменениипредусмотренныхстатьей169Кодексапоследствийнедействительностисделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклоненияот уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, так каквзыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося)по сделке не является мерой, направленной на обеспечениепоступлениявбюджет налогов.
Для обеспеченияпоступлениявбюджетналоговвполномобъеменалоговый орган вправе, руководствуясь статьей170ГКРФ,предъявитьтребованиеопризнаниисовершенныхналогоплательщиком сделок недействительными как сделок, совершенных лишь для вида,безнамерения создать соответствующие им правовые последствия (мнимых), либосцелью прикрыть другуюсделку(притворных),посколькуудовлетворениеэтоготребования может способствовать реализации соответствующей задачи.
7. Судам необходимо учитывать, чтофактыуклоненияответчикаотуплаты налогов, нарушения им положенийналоговогозаконодательстванеподлежат доказыванию, исследованию и оценке судом вгражданско-правовомспоре о признании сделки недействительной, так как данные обстоятельстване входят в предмет доказывания по такому спору, а подлежат установлениюприрассмотренииналоговогоспорасучетомнормналоговогозаконодательства.Оценканалоговыхпоследствийфинансово-хозяйственныхопераций,совершенныхвоисполнениесделок,должна производитьсяналоговымиорганами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговойбазы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговыйорган, руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодексаРоссийскойФедерации,вправесамостоятельноосуществитьизменени еюридическойквалификациисделок,статусаихарактерадеятельностиналогоплательщикаиобратитьсявсудстребованиемовзысканиидоначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).
При этом, посколькуничтожныесделкиявляютсянедействительными независимо от признания их таковыми судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ), суд решает вопрос обобоснованностиуказаннойпереквалификацииврамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменениеналоговым органом юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика основанонаоценкесделоквкачествемнимых илипритворных (статья 170 Кодекса).
Если суд на основании оценки доказательств, представленных налоговым органом и налогоплательщиком, придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения не учелоперациилибоучелоперациинев соответствии с их действительным экономическим смыслом,судопределяетобъемправиобязанностейналогоплательщика,исходяизподлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в ихв заимосвязи.
Председатель Высшего Арбитражного СудаРоссийской ФедерацииА.А. Иванов
Секретарь Пленума,судья Высшего Арбитражного СудаРоссийской ФедерацииА.С. Козлова