Пираты спрятались


 В 2007 г. Россия поставила мировой рекорд по снижению доли пиратского программного обеспечения, считает Business Software Alliance (BSA). Но в абсолютных цифрах ущерб от пиратов практически удвоился

В последние годы Россия добилась серьезных успехов в борьбе с пиратством, следует из опубликованного вчера отчета BSA (составлен по итогам исследования, проведенного аналитической компанией IDC). Согласно отчету доля контрафакта на российском рынке компьютерных программ в 2007 г. составила 73%. Это на 7% ниже уровня 2006 г. и на 14% — уровня 2002 г. По словам юридического представителя BSA в России Анны Петровой, это рекордные показатели: ни одна из 108 стран, рынки которых исследовала IDC, не смогла уменьшить долю контрафакта столь значительно.

При этом, согласно данным IDC, ущерб правообладателей от пиратской деятельности в России за 2007 г. составил $4,1 млрд — на 88% больше, чем за 2006 г. Столь значительный рост в BSA объясняют высокими темпами роста IT-рынка в целом и падением курса доллара к другим валютам.

Петрова говорит, что доля пиратской продукции в последние годы снижается благодаря усилиям властей — ужесточению уголовной ответственности за распространение контрафакта и милицейским рейдам. По словам Петровой, милиция взялась за борьбу с пиратством всерьез, после того как активизировались переговоры о вступлении России в ВТО. Подстегнуло продажи легальных программ и подорожание нефти, благодаря которому доходы населения в 2007 г. выросли на 22% — люди стали менее склонны экономить на ПО, говорится в отчете BSA. Петрова считает, что в значительной степени снижение доли контрафакта объясняется желанием бизнеса легализоваться. Производители ПО пошли ему навстречу: например, в октябре 2007 г. Microsoft запустила в России программу Get Genuine Solution — компании-владельцы пиратских версий Windows XP смогли легализовать программы по $200 за рабочее место.

Уровень пиратства в корпоративном секторе за 2007 г. снизился, это очевидно, соглашается замдиректора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) Анна Лавринова. Однако она затруднилась оценить справедливость цифр IDC, так как НП ППП не проводит количественных исследований рынка пиратства.

Доля пиратства в России, наоборот, растет, возражает вице-президент по внешним связям антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин. Он признает, что российские компании в последние полтора года озаботились вопросом лицензирования компьютерных программ и на корпоративном рынке доля контрафакта упала. Однако это падение с лихвой компенсировал рост пиратства среди домашних пользователей, уверен Яшин. Он говорит, что пираты «переехали» в интернет — многие пользователи вообще не готовы покупать программы, даже нелицензионные. Они предпочитают загружать ПО из интернета совершенно бесплатно и оценить количество распространяемых таким образом программ просто невозможно, сокрушается Яшин.

Роман Дорохов

Источник: газета "Ведомости"