Отсудил – не значит получил (с комментарием адвоката Титова А.С.)


СЗТ выиграл суд о взыскании  со своего контрагента – оператора связи ЗАО «Альфа Телеком» - задолженности почти в 300 тыс. рублей. Это далеко не единственный эпизод по работе с дебиторской задолженностью в СЗТ. В компании отмечают, что на сегодняшний день долги операторов связи составляют 9% в общей сумме дебиторской задолженности. Эксперты говорят, что в связи с кризисом практика подобных разбирательств растет, однако далеко не всегда она приводит к возврату долгов. Очень часто у должников просто нет ничего на счетах, а также нет никаких активов.

15 декабря 2006 года ОАО «СЗТ» и ЗАО «Альфа Телеком» заключили договор на оказание услуг связи – предоставления в пользование места в кабельной канализации. За период с февраля 2009 года по август 2009 года «Альфа Телеком» не оплатила услуги на общую сумму 295 539,07 рублей. СЗТ неоднократно направлял в адрес клиента претензии с требованием погасить образовавшуюся задолженность, однако «Альфа Телеком» на них никак не отреагировал.

«Если срок задолженности не превышает трех месяцев, таким абонентам ОАО «СЗТ» напоминает о наличии долга с помощью голосовых оповещений и письменных уведомлений, - пояснили в СЗТ. - По истечении трех месяцев после образования задолженности она взыскивается в судебном порядке, либо передается в работу коллекторских агентств. ОАО «СЗТ» активно сотрудничает с коллекторскими агентствами «Пристав», «М.Б.А. Финансы», «Линдорфф».

На этот раз СЗТ подал иск в арбитражный суд Петербурга и ЛО. Ответчик на разбирательство не явился, судебные же органы решили дело в пользу СЗТ и постановили взыскать задолженность с «Альфа Телеком».

«После вступления в силу решения суда будет получен исполнительный лист и направлен на исполнение в службу судебных приставов», - сообщили в СЗТ.

Как отмечает независимый адвокат Александр Титов, если исполнительный лист не будет оплачен, возможно инициирование процедуры банкротства компании-ответчика.
 
На решение арбитража Петербурга может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу. Однако эксперты полагают, что вряд ли ответчик воспользуется данной возможностью.

Почти никто из опрошенных IP-News не сталкивался в работе с ЗАО «Альфа Телеком». Связаться с представителями оператора не удалось, телефоны компании не работают.

«У нас есть такой клиент, - сообщил менеджер по маркетингу компании «Элтел» Константин Киселев. - За ним числится задолженность, в связи с чем обслуживание телефонов приостановлено». Г-н Киселев также отметил, что неплатежи между операторами - событие чрезвычайное, и оно говорит либо о реорганизации, либо о ликвидации бизнеса.

«Возможно, ЗАО «Альфа Телеком» уже просто не существует, находится в стадии ликвидации или просто у компании пусто на счетах и нет никаких активов, которые можно было бы арестовать в счет долга, и СЗТ ничего с них не сможет взыскать, - прогнозирует и аналитик AC&M Consulting Дмитрий Яременко. - Подобные фирмы, как правило, оформляются на подставных лиц, и реального бенефициара вычислить зачастую довольно сложно. Да и сумма в 300 тыс. рублей для СЗТ не столь велика, чтобы компания такого масштаба затевала из за нее какие-либо поиски, если судебное решение не будет исполнено».

«Как правило, операторы предпочитают договариваться друг с другом, решая возникающие проблемы во внесудебном порядке, - согласна аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. - В случае с «Альфа Телекомом» у СЗТ, очевидно, отсутствовала уверенность в перспективах оператора-должника погасить долговые обязательства. На это указывает тот факт, что «Альфа Телеком», как минимум, три последних года (2006-2008, по данным отчетности) является убыточной, и в целом негативная конъюнктура в экономике только способствовала развитию указанных тенденций».

«Рост дебиторской задолженности по услугам связи безусловно есть, - говорит Александр Титов. – Многие предприятия, которые стали абонентами до кризиса, закрыли свой бизнес либо близки к этому. Соответственно, и оплата связи для них - не первоочередная задача. Как следствие -  и рост долгов операторов связи друг перед другом».

В СЗТ отметили относительно долгов операторов, что в общей сумме просроченной дебиторской задолженности они составляют 9%. Однако оператор добавляет, что тенденция к неплатежам со стороны операторов связи в связи с кризисом не усугубилась, в целом контрагенты продолжают платить исправно.
 


Наталия Нелюбина

источник ip news