"Одноклассники" не получат денег за книгу об одноклассниках (с комментарием адвоката А.Титова)


Арбитражный суд Москвы отклонил иск социальной сети "Одноклассники.ру" к издательству "Эксмо". Владельцы интернет-сайта ждут письменного решения суда.

10 апреля ООО "Одноклассники", владеющее социальной сетью odnoklassniki.ru, подало иск о защите авторских прав к издательству "Эксмо". Владельцы ресурса требовали от издательства компенсации в 200 тыс. руб. за выпущенный "Эксмо" триллер "Одноклассники". По мнению совладельца сайта "Одноклассники.ру" Альберта Попкова, в оформлении обложки книги издательство использовало элементы фирменного стиля социальной сети (см. дайджест ComNews от 17 апреля 2008 г.).

Каждый месяц, начиная с мая 2008 г., проходили заседания арбитражного суда, но лишь в сентябре московский арбитраж отказал в удовлетворении иска социальной сети. "Суд вынес решение не в нашу пользу, - сообщил репортеру ComNews совладелец "Одноклассники.ру" Альберт Попков. - Сначала мы получим письменное решение суда, а затем сможем говорить о дальнейших действиях". Представители издательства "Эксмо" вчера были недоступны для комментариев.

Независимый юрист Александр Титов считает решение суда верным. "Фигурка на обложке книги действительно похожа на логотип компании, использованный в оформлении сайта, но, по всей видимости, суд не счел это сходство настолько принципиальным, чтобы оно вводило в заблуждение потребителя продукции относительно участия в этом проекте, - комментирует юрист. - Кроме того, необходимо иметь в виду, что художественное произведение, коим является книга, - личное авторское произведение, и зачастую спор, связанный с произведением, затрагивает вопросы плагиата, а также согласия автора на публикацию текста, а не на оформление обложки". С точки зрения Александра Титова, потребитель, покупая книгу, приобретает произведение определенного автора, а не логотип. "Товарные знаки имеют весьма ограниченную систему употребления и связаны с товарами и услугами определенных производителей", - резюмирует юрист.

В середине августа 2008 г. "Одноклассники.ру" уже защитили товарный знак.  Московский арбитражный суд постановил убрать из названия социальной сети на портале km.ru слово "одноклассники" и выплатить 100 тыс. руб. компенсации в пользу ООО "Одноклассники" (управляет odnoklassniki.ru). Компания подала иск в отношении ООО "КМ Онлайн", управляющего сайтом km.ru, в мае 2008 г. В исковом заявлении "Одноклассники" также требовали 200 тыс. руб. в качестве компенсации (см. дайджест ComNews от 15 августа 2008 г.).

Источник: ComNews