Обзор изменений в закон “О СМИ” и “О связи”, посвященных теле и радиовещанию
24 июля 2015 года вступил в силу закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи". Изменения коснулись двух законов т.к. посвящены вопросам распространения теле и радиоканалов, затрагивающие как деятельность операторов связи, так и деятельность вещателей.
Изменения в закон “О СМИ” дополнили статью 2 определением того, что является обязательным общедоступным телеканалом и (или) радиоканалом. Законодатель рассматривает их как телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с законом “О СМИ” и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.
Из данного определения следует, что перечень каналов определяется в соответствии с законом “О СМИ”, т.е. этот статус присваивается не самим законом, а только порядке определенном законом. В развитие этого определения каналов также была изменена ст. 32.1 закона “О СМИ”, которая в новой редакции, помимо ссылки на утверждение перечня таких теле и радиоканалов Президентом РФ, дает статус бесплатных телеканалов каналам, получившим право на вещание в мультиплексах на всей территории Российской Федерации.
Первый мультиплекс включает и так общедоступные теле и радиоканалы, определенные Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах”. В этом части изменений не произошло. Фактически же изменение в законе “О СМИ” распространило статус бесплатных каналов на телеканалы второго мультиплекса и последующих мультиплексов общероссийского вещания. Подобный статус не только закрепил право абонентов на бесплатный просмотр телеканалов первого и второго мультиплекса, но и возложил на операторов кабельного и спутникового вещания обязанность обеспечить их трансляцию за свой счет в эксплуатируемой им сети (п.4 ст. 46 закона “О связи”).
Также определение общедоступных телеканалов указывает на обязательность их распространения во всех средах вещания. Закон “О СМИ” неоднократно использует понятие “среда вещания” так и не раскрывая, что это такое. Так из ст. 31 можно привести следующие выдержки - “в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия)” или “наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания”.
Таким образом, среды вещания не ограничиваются наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием, а предполагают и иные среды вещания, которые законом не названы. Это создает правовую неопределенность т.к. самое вещание телевизионного и радио контента обуславливает необходимость регистрации средства массовой информации и получение вещательной лицензии. Логичным становиться вопрос о необходимости регистрации СМИ и получения вещательной лицензии для теле и радиоканалов, осуществляющих вещание в Интернете.
Организованные в интернете теле и радиоканалы имеют сетку вещания, постоянное наименование и осуществляют с установленной периодичностью выход в свет программ и иного контента, т.е. подпадают под определение теле и радиоканала закона “О СМИ”. Вместе с тем, до устранения правовой неопределенности в части Интернета как среды вещания, целесообразно руководствоваться позицией Верховного суда РФ, изложенной в п. 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" согласно которой : “Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации (статья 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Поскольку такие технические средства не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется.” Следовательно, в понимании ВС РФ нельзя Интернет рассматривать как среду вещания теле и радиоканала, а значит и отсутствует необходимость регистрации СМИ и получение вещательной лицензии.
Еще одно изменение, которое одновременно вошло в закон “О СМИ” и в закон “О связи” касается запрета на изменение оператором связи транслируемого теле и радиоканала. Этот запрет носит скорее технический характер т.к. ст. 31 закона “О СМИ” предусматривает, что получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала. Эта норма уже предполагает неизменность оператором связи транслируемого контента. Изменение же предполагает регистрацию СМИ в форме телеканала или радиоканала и получение отдельной вещательной лицензии, по которой может транслироваться собственный контент, как вставка в контент другого вещателя.
Изменения в закон “О связи” затронули операторов теле и радиовещания, обязав их осуществить присоединение к сети ФГУП “РТРС” для трансляции общедоступных каналов. Только в случае отсутствия технической возможности присоединения, оператор может получить сигнал в эфире или у другого оператора. Еще одним новшеством стало закрепленное законом требованием к операторам связи соблюдать последовательность позиций общедоступных телеканалов определенных Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 для первого мультиплекса и результатами торгов для каналов второго мультиплекса. Это требование касается только настроек сети оператором связи. Абонент же вправе сам определить как последовательность телеканалов в телевизоре, как и исключить отдельные телеканалы, путем настройки телеприемника.
Адвокат Титов А.С.