Лицензирование в области связи. Что изменилось и что ожидать.
03 ноября 2011 года вступил в силу федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В отличии от предыдущей редакции закона О лицензировании последняя версия закона распространила свое действие и на сферу лицензирования услуг связи.
Однако применение нового закона "О лицензировании" должно учитывать нормы отраслевого закона “О связи”, посвященные вопросам лицензирования.Это следует из ч. 4 ст. 1 закона, где определено, что особенности лицензирования оказания услуг связи, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности.
Следовательно, нормы последней редакции закона “О лицензировании отдельных видов деятельности" являются базовыми, определяющими основные понятия, принципы лицензирования, лицензионные требования, процедуру лицензирования, права и обязанности должностных лиц. В свою очередь нормы закона “О связи” относящиеся к лицензированию в области связи и в частности к процедуре рассмотрения заявки, срока действия лицензии и его продления, приостановления и возобновления действия лицензии являются нормами специальными. При этом, нормы закона “О связи” превалируют над положениями закона “О лицензировании отдельных видов деятельности" в части, перечисленных выше вопросов отраслевого лицензирования.
Что изменилось в процедуре лицензирования в области связи.
Несмотря на принятие закона О лицензировании процедура лицензирования в области связи не претерпела принципиальных изменений. Перечень подаваемых на получении документов практически не изменился. Однако, при формировании заявки на получение лицензии необходимо обращать внимание как на перечень документов, который определен ст. 13 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности", так и на перечень документов, определенный ст. 30 закона “О связи”.
В ст. 13 Закона О лицензировании указывается на необходимость предоставления заявления о выдаче лицензии, копии учредительных документов юридического лица; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; опись прилагаемых документов, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В действующей редакции закона “О связи” также указывается на необходимость предоставления заявления о выдачи лицензии. Однако, в отличии от закона О лицензировании сведения, указываемые в заявлении имеют отличия. Так закон О лицензировании указывает на необходимость указания полного и сокращенного наименования организации - заявителя, закон О связи требует только указания полного наименования. В отличии от закона О связи, закон О лицензировании требует указания адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе. Аналогичные требования предъявляются и к заявке Индивидуального предпринимателя. Таких требований к заявке в законе “О связи” нет.
К сожалению, Роскомнадзор не выпустил никаких разъяснений относительно вопроса о том, в каком объеме необходимо указывать сведения в заявлении. Системное толкование норм обоих законов указывает на необходимость отражения сведений в заявлении, требуемых как законом О лицензировании, так и законом “О связи”. Однако, предлагаемая Роскомнадзором форма заявления на получение лицензии не содержит граф, заполнение которых предусмотрены законом О лицензировании. В этой связи до получения разъяснения можно рекомендовать вносить сведения, требуемые законом о лицензировании в раздел “Дополнительные сведения” заявления о получении лицензии в области связи.
Помимо заявления закон “О связи” требует предоставить копии учредительных документов. Однако в отличии от требований закона О лицензировании копии должны быть заверены не нотариально, а налоговым органом. Помимо этого, в соответствии с законом “О связи” необходимо представить документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц – Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или аналогичное Свидетельство для индивидуального предпринимателя, Свидетельство о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе, схему построения сети связи и описание услуги связи. Как и закон О лицензировании, закон О связи указывает на необходимость предоставления подтверждения уплаты пошлины. Кроме того, в случаях указанных в п. 3 ст.30 закона “О связи” необходимо представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое обоснование развития сети связи. Для операторов, планирующих использовать радиочастотный спектр необходимо также представить и решение ГКРЧ.
Общий перечень документов требуемых законом “О связи” не изменился. Исключение составляет только отсутствие необходимости представления вещательной лицензии для получения операторской лицензии на эфирное вещание. В соответствии со ст. 32 закона “О связи” предполагается, что данные о вещательной лицензии у лицензирующего органа уже имеются и необходимости представлять вещательную лицензию нет.
Несмотря на то, что, в общем, перечень документов не изменился в законе “О связи” появилась норма, которая предусматривает последствия не предоставления заявителем свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП и свидетельства о постановке на налоговый учет. В соответствии с п. 4 новой редакции закона “О связи” в этом случае по запросу Роскомнадзора Федеральная налоговая служба должна представить эти документы лицензирующему органу в электронном виде.
Нововведением в лицензировании, в том числе в области связи, можно признать установленную законом О лицензировании возможность подачи заявления и приложенных к заявлению документов в электронном виде. В соответствии с ч. 6 ст. 13 закона заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Таким образом, при наличии у соискателя лицензии электронной цифровой подписи его заявка и приложенные к ней документы могут быть поданы через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Более того, новый закон О лицензировании позволяет не только подать документы в электронном виде, но и получить лицензию в виде электронного документа. В соответствии с п. 9 ст. 14 закона О лицензировании в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии. Электронные лицензии будет возможно получать уже с 01.07.2012 года.
Несмотря на ряд позитивных изменений в лицензировании в области связи существенным недостатком можно назвать сохранившийся принцип ограничения срока действия операторской лицензии. Пункт 4 ст. 9 О лицензировании говорит о том, что лицензия действует бессрочно. Однако, положения 33 статьи закона О связи остались неизменными. Как и ранее срок действия лицензия может быть установлен в пределах 25 лет. На практике же Роскомнадзор выдает лицензии на пятилетний срок. Статья 33 О связи как норма специального отраслевого закона превалирует над 9 статьей закона О лицензировании, следовательно, оператор должен будет каждые пять лет обращаться за продлением лицензии в Роскомнадзор.
Также необходимо указать, что не изменился и срок рассмотрения документов. Как и ранее общий срок рассмотрения составляет 30 дней, а в случаях указанных в п.3 ст. 30 закона “О связи” этот срок увеличивается до 75 дней. На практике эти сроки выдерживаются т.к. действительно решение о выдачи лицензии принимается в установленные законом сроки. Но сама лицензия, как правило, выдается через 2-3 месяца после принятия решения о выдаче. Эти 2-3 месяца составляют период “технического оформления лицензии”, который никакими нормативными актами не регламентируется.
С принятием нового закона О лицензировании эта ситуация может измениться так как п. 4 ст. 14 закона О лицензировании говорит о том, что приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий. Более того в соответствии с п. 5 ст. 14 закона О лицензировании в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Включение лицензии в приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии невозможно без ее фактического изготовления к моменту подписания приказа, а следовательно формулировка “лицензия на техническом оформлении” может уйти в прошлое и лицензии будут выдаваться Роскомнадзором в установленные законом сроки. При этом положения пунктов 4 и 5 ст. 14 закона О лицензировании регламентируют не порядок принятия решения, а вопросы выдачи лицензии оператору и следовательно имеют приоритет над положениями закона О связи.
Еще одной новацией лицензирования стала необходимость извещения лицензирующим органом соискателя лицензии о выявленных ошибках в заявлении на получении лицензии и не полностью представленных документах. В соответствии с 13 статьей закона О лицензировании, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
Какие изменения в лицензировании в области связи можно ожидать
Распоряжением от 26 апреля 2011 г. N 734-р Правительство Российской Федерации утвердило “План реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи”. Среди прочего, Планом предусмотрена и оптимизация административных процедур, связанных с лицензированием деятельности в области связи.
Пункт 13. Плана предусматривает внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон “О связи”, предусматривающего наделение участников рынка правом осуществления деятельности по оказанию услуг связи на основании уведомления в случаях, не предполагающих использование радиочастотного спектра или ресурса нумерации, а также услуг связи для целей телерадиовещания и почтовой связи; установление оснований для проведения проверок, в том числе внеплановых, в отношении лиц, оказывающих услуги связи на основании уведомлений; установление оснований и порядка приостановления работы сети связи (фрагмента сети связи) оператора связи, оказывающего услуги связи в уведомительном порядке.
Правительство продекларировало возможность частичного отказа от института лицензирования и переход на уведомительную систему оказания услуг связи. Хотя 29 статья закона “О связи” предусматривает возможность ежегодного уточнения перечня лицензируемых услуг связи, фактически Правительство с 2005 года не пересматривало установленные Постановлением от 18.02.2005 N 87 перечни лицензируемых видов услуг связи. В настоящее время 20 видов услуг связи требуют получения отдельной лицензии.
План оптимизации лицензирования в области связи, предложенный Правительством можно рассматривать по-разному. Основная проблема заключается в таком критерии, как использование радиочастот т.к. их использование может иметь место и в услугах, не требующих получение нумерации, но не исключающих использование радиочастот (телематика, передача данных). В этом случае перечень лицензируемых услуг может и не сократиться. Однако использование радиочастот требует получение отдельных разрешительных документов – решения ГКРЧ, разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, свидетельства о регистрации РЭС и ВЧУ. Контроль за соблюдением порядка использования радиочастот может быть реализован в рамках существующего механизма радиоконтроля, без необходимости лицензирования и лицензионного контроля. Следуя данной логике можно предположить, что из перечня лицензируемых услуг связи будут исключены:
1. Услуги телеграфной связи.
2. Услуги связи по предоставлению каналов связи.
3. Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
4. Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
5. Телематические услуги связи.
Таким образом, можно говорить о сокращении на четверть перечня лицензируемых услуг связи. Нельзя исключать и возможности исключения из перечня лицензирования услуг внутризоновой связи, что в последнее время довольно часто обсуждается. Также нельзя исключать и возможность объединения в одну лицензию услуг местной телефонной связи с использование таксофонов и средств коллективного доступа т.к. на сегодняшний день по сути одна услуга требует получения трех лицензий. Неясна перспектива и лицензирования почтовых услуг. В отсутствие четких критериев разграничение почтовых услуг с услугами перевозки необходимость получения лицензии частными почтовыми компаниями вызывает много вопросов. В отличие от ФГУП “Почта России”, получив почтовую лицензии частные компании не получают права осуществлять международный почтовый обмен, фактически действуют в России как перевозчик, деятельность которого контролируется еще одним надзорным органом. Зачастую мотивами получения почтовой лицензии является требование государственных структур о наличии такой лицензии при проведении закупок на курьерские услуги.
Адвокат Титов А.С.