Комментарий к статье "Двойные счеты с мобильными мошенниками"


© ComNews
25.07.2013

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон "О связи", регулирующие рынок оказания контентных услуг абонентам сотовых операторов. Теперь оператор обязан будет открывать отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг на основании обращения абонента. Поправки вступят в силу с 1 мая 2014 г.

Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно документу, оператор только на основании обращения абонента будет обязан открывать отдельный лицевой счет, предназначенный для оплаты контентных услуг. Если обращения не было, то контент-услуги должны оказываться на общем основании, а средства будут списываться с основного лицевого счета.

Оператор сможет предоставлять контентные услуги абоненту и списывать с его счета денежные средства только после согласия последнего. Для получения согласия от абонента оператор должен предоставить всю информацию о тарифах на услуги, их краткое описание, а также сведения о контент-провайдере и лицевом счете, с которого будут списываться средства. При нарушении этих требований оказанный сервис оплате не подлежит.

Операторы "большой тройки" поддерживают поправки в закон "О связи". По мнению пресс-секретаря ОАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, открытие по обращению абонента второго лицевого счета не повредит развитию контентных услуг, оказываемых правомерным путем, зато исключит негативное влияние на добросовестно оказываемые услуги.

Анна Айбашева напомнила, что "ВымпелКом" уже ввел систему обязательного двойного SMS-информирования абонента (до и после активации подписки) о стоимости услуги, возможности ее отключения и контактах провайдера. "Также был запущен процесс потранзакционной сверки абонентских операций на коротких номерах. В случае если подписка активирована без соблюдения правил подтверждения в системах оператора, абонент не тарифицируется и ему возвращаются средства, а с провайдером взаиморасчеты не производятся", - добавила в беседе с ComNews Айбашева.

В 2012 г. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) внедрило систему обязательного информирования абонентов о стоимости контент-подписок в момент заказа услуги: клиенту приходит SMS-сообщение с информацией о стоимости услуги и кодом, который надо ввести на сайте МТС для подтверждения покупки. "Кроме того, уже несколько лет для абонентов МТС действует бесплатный сервис "Инфоконтент", позволяющий получить информацию о стоимости услуги путем отправки вопросительного знака на интересующий короткий номер", - подчеркнула в разговоре с репортером ComNews пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова.

"К указанным в законе срокам мы будем готовы выполнять все его требования. Для этого сейчас мы настраиваем нашу биллинговую систему", - ответила репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

По мнению независимого адвоката Александра Титова, поправки сформулированы таким образом, что их скорее можно расценивать как PR-акцию регулятора, чем реальный механизм защиты прав потребителей.

"Запрет на распространение спама был введен законом "О рекламе" еще в 2006 г. По моим ощущениям, за семь лет действия запрета спама меньше не стало, - иронизирует юрист. - На мой взгляд, формулировки дополнений к закону "О связи" звучат двояко: нельзя сделать однозначный вывод о том, что формирование и наличие денежных средств на отдельном лицевом счету является условием оказания контентных услуг абоненту. Оператор связи лишь обязан сформировать отдельный счет при наличии соответствующего обращения от клиента. Если обращения не было, деньги можно списывать с основного лицевого счета".

Кроме того, вопросы вызывает форма идентификации клиента, выражающего согласие на получение контентных услуг, продолжает Титов: "Сейчас есть проблема с идентификацией самого абонента, так как контракты с SIM-картами продаются свободно, без особого контроля со стороны операторов. А в то, что действительно будет идентификация клиента, не верится. В договор на оказание услуг связи оператор может включить условия, возлагающие риски идентификации на самого абонента, владеющего SIM-картой".