Комментарий адвоката Титова А.С. Телеком Дейли


Автор: Веденеева Наталия

"Кому должна я - всем прощаю..."

Конкурентная обстановка в сегменте ШПД настолько накалилась, что многие провайдеры не то чтобы не "наказывают" своих должников и "перебежчиков", не платящих за услуги, а предоставляют им отсрочки и рассрочки платежей и даже дают бесплатные бонусы вернувшимся "блудным сынам", невзирая на имеющиеся задолженности. Эксперты также считают, что в условиях острой борьбы за абонентов репутационные риски для оператора, который часто судится со своими клиентами, довольно велики.

К слову, формально операторы связи устанавливают правила, регламентирующие возмещение убытков от действий неплательщиков. К примеру, "Билайн" на ряде тарифов в случае, если оказание услуг было прекращено из-за недостатка денежных средств на персональном счете абонента и не возобновлено по истечении 120 дней с даты прекращения предоставления услуг, один раз в 30 дней взимает абонентскую плату за пользование техническими ресурсами сети. Однако по факту санкции следуют редко - если пользователь не заплатил за месяц интернета, его отключили, а потом он, к примеру, перешел к другому провайдеру, так и не оплатив долг.

У ОАО "Ростелеком" существует самый, пожалуй, четкий алгоритм работы с должниками, как по услугам телефонной связи, так и по услугам ШПД. В частности, в своих уведомлениях вовремя не заплатившим абонентам оператор сообщает о своем праве обратиться в суд с иском о взыскании задолженности, а также потребовать уплаты пени и возмещения убытков за период приостановления оказания услуг. Однако на деле вопросы долгов решаются более мягко. "Как любой оператор, мы заинтересованы в сохранении и росте своей абонентской базы, поэтому строгие меры, вплоть до обращения в суд и к коллекторским агентствам (юридические лица) применяем только к самым злостным неплательщикам, - пояснила пресс-служба "Ростелеком-Северо-Запад". - Чтобы обеспечить максимальную оплату задолженности, абонентам - должникам наша компания предлагает возможность рассрочки и отсрочки платежей".

В Interzet и вовсе должникам и "перебежчикам" дают бонусы, когда те "исправляются". "Мы очень лояльно относимся к нашим существующим и бывшим абонентам, - сообщили в пресс-службе Interzet. - За всю историю существования компании мы ни разу не подавали в суд на пользователей. Если абонент по каким-либо причинам перестает пользоваться нашими услугами и не оплачивает их в период, превышающий 15 дней – мы звоним ему и уточняем причину – возможно, проблема в нас? Очень часто наши абоненты, уходя от нас к другим провайдерам, спустя какое-то время возвращаются. В таких случаях мы не применяем к ним никаких финансовых санкций. Наоборот, зачастую предоставляем месяц бесплатного пользования услугами – чтобы пользователь смог убедиться в правильности своего выбора".

"ВестКолл" предпочитает списывать денежные средства со счетов абонентов авансом и ежедневно. "Если средств недостаточно, то есть абонент достигает нулевого порога, оказание услуг временно приостанавливается, - пояснила пресс-служба оператора. - Таким образом, риски оператора, возникающие в связи с задолженностью абонентов, минимизируются. Мы не имели прецедентов обращения в суд".

Предоплатной системой пользуются, как правило, и мобильные операторы. "Исходящая мобильная связь (в том числе мобильный интернет) на тарифах с предоплатной системой расчетов отключается при отсутствии средств на лицевом счете абонента, - пояснила Юлия Неменова, представитель пресс-службы МТС в Северо-Западном регионе. - По заявлению абонента ему может быть предоставлен кредит, сумма которого зависит от ежемесячных расходов абонента на связь. Если при наличии кредита образовалась задолженность, МТС уведомляет абонента - высылает SMS и письма, предлагая различные способы погашения задолженности. Если абонент не согласен с долгом, такие обращения рассматриваются в индивидуальном порядке. Если задолженность подтверждается и не погашается, она может быть взыскана в судебном порядке".

Юристы отмечают, что размер неустойки от неоплаты услуг связи абонентом определен правилами оказания соответствующих услуг связи. "Для интернета в случае неоплаты услуг связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1 процента стоимости услуг за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате. Больше никакой ответственности на абонента возложить нельзя, - рассказал адвокат Александр Титов. - При взыскании долгов с физлиц, как правило, суммы взыскания не большие, и судебный способ взыскания является дорогостоящим. В целях его удешевления есть смысл обращаться в суд за судебным приказом и взыскивать по нему, так как исковое производство занимает много времени и стоит не дешево. В этом случае эффективнее работа колл-службы самого оператора или коллекторов".

К слову, ряд экспертов в области права полагает, что взимание платы с абонента за пользование техническими ресурсами неправомерно. "Ресурсы сети использует не абонент, а оператор для оказания абоненту услуг связи, - пояснил свою позицию эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов. - С моей точки зрения, в данном случае имеет место хрестоматийный пример неосновательного обогащения оператора связи".

"Не совсем понятно, как после приостановления оказания телематических услуг связи можно продолжить пользоваться техническими ресурсами сети, - отмечает и исполнительный директор компании "СтройТелекомИнвест" Антон Доничев. - Если оператор приостановил оказание телематических услуг связи, значит, и доступ к сети этого оператора для конкретного пользователя тоже приостановлен и соответственно пользование техническими ресурсами сети, доступа к которой пользователь не имеет, технологически невозможно".

Источник: "TelecomDaily"