Коллектор знает ваши персданные (с комментарием адвоката Титова А.С.)


На днях на одной из блог-платформ появился пост недовольного клиента «ВымпелКома» о том, что компания ненадлежащим образом обращается с персональными данными своих клиентов. Якобы оператор готов передавать данные абонентов не только коллекторским агентствам в случае клиентской задолженности, но и третьим лицам, если те обратятся в компанию с подобным запросом. Хотя компания отрицает любую возможность раскрытия ПД абонентов сторонним организациям, юристам приходится признать, что некоторые пункты дополнительного соглашения к договору об оказании услуг связи сформулированы неоднозначно.

Согласно пунктам допсоглашения абонент может запретить компании предоставлять свои ПД коллекторам, однако для этого необходимо лично написать заявление в офисе «ВымпелКома». При этом подобное заявление необходимо обновлять каждый раз при внесении изменений в договор.

Самим же фактом подписания договора «Абонент соглашается (на весь срок действия документа) на предоставление Оператором информации о неисполненных денежных обязательствах, а также о самом Абоненте… лицам, осуществляющим от имени Оператора взыскание с Абонента задолженности за услуги, или лицам, которым передано право требования такой задолженности», - говорится в пункте 3.14. соглашения. Однако юристы считают формулировку пункта несколько двоякой.

«С одной стороны, подобной трактовки быть не должно, т. к. ограничен круг – лицами, осуществляющими обработку ПД, коллекторами и компаниями, покупающими долги абонентов. Но что далее эти компании будут делать с информацией, в пункте не отражено», - отмечает независимый адвокат Александр Титов. По его мнению, в силу требования закона, если абонент отказывается от разглашения данных, то и другие организации, имеющие к ним доступ, в силу закона должны выполнять обязанность по сохранению данных.

Также недовольство абонентов вызвал пункт 6.5: «Однако Абонент принимает условие, что Оператор имеет право периодически отслеживать проходящую через услуги информацию и раскрывать любые сведения, если это необходимо в соответствии с законом, требованиями уполномоченных государственных учреждений, либо для нормального функционирования услуги, либо для защиты Оператора и других его пользователей, а равно третьих лиц, чьи законные права и интересы были нарушены».

Комментируя этот пункт, юристы напоминают, что тайна связи гарантирована конституцией, а ее раскрытие в порядке, не противоречащем закону (только по постановлению суда), влечет санкции вплоть до уголовной ответственности. «Поэтому как бы этот пункт не был сформулирован, за незаконное раскрытие информации оператор несет ответственность», - добавляет г-н Титов.

С юридической точки зрения, в соответствии со ст. 53 закона «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ. К таким сведениям относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки конечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его конечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Но ч. 2 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных не требуется в случаях, если обработка персональных данных необходима для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи.

В компании «ВымпелКом» нам рассказали, что пункт договора о неисполненных обязательствах действует уже порядка трех лет. «Если абонент является нашим должником, мы имеем право передавать его данные для взыскания задолженности коллекторским агентствам, с которыми у нас заключен договор, делается это с согласия абонента», - заявила Марианна Янкова, старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала «ВымпелКом». Г-жа Янкова заверила IP-News, что компания «не предоставляет персональные данные абонентов никаким третьим сторонам».

Как известно,  практика взыскания задолженности с абонентов через посредничество коллекторских агентств достаточно распространена. В ОАО «СЗТ» нам рассказали, что во исполнение п. 4 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» и в целях защиты персональных данных абонентов между ОАО «СЗТ» и коллекторскими агентствами дополнительно заключается договор о конфиденциальности, содержащий обязанность обеспечения коллектором конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

При этом политика их коллег «ВымпелКома» выглядит более лояльной по отношении к клиентам: так, абоненты СЗТ, например, не могут воспрепятствовать предоставлению своих ПД коллекторам. «Передача информации об абоненте третьей стороне (коллектору) возможна без согласия абонента в целях осуществления с ними расчетов за оказанные услуги. Абонент не может запретить такие действия», - сообщили в компании. В настоящее время в целях обеспечения выполнения должниками обязательств по оказанным услугам СЗТ сотрудничает с коллекторскими агентствами - ООО «М.Б.А. Финансы», «Линдорфф», «Пристав». Об этом абоненты компании были проинформированы через СМИ.

Что касается в целом рынка коллекторов, то специалисты ИК «Финам» уверены, что на сегодня этот рынок не такой большой. «Так как в среднем размер долга абонента связи несоизмеримо меньше задолженности среднего клиента банка. Тем не менее, для коллекторов это выгодно - ссылаясь на небольшой размер долга, они берут до 40% его стоимости, по сравнению, скажем, с 25% при работе с банками», - пояснила аналитик «Финама» Татьяна Менькова. В целом, коллекторам удается взыскать до 40% проблемных долгов. При этом специалисты признают, что отдельной статистики по операторам собрать невозможно, т. к. это вопрос сугубо индивидуальный для каждой компании, и делиться такими сведениями они не спешат.

 


Дарья Афонина

источник ip-news