Семь операторов уже получили по паре кодов — «Ростелеком», МТТ, «Транстелеком», «Совинтел» («дочка» Golden Telecom), Orange Business Services, «Арктел» и «Синтерра». Остались лишь три свободные пары, объяснил представитель министерства. Для звонка в другой город через сеть «Ростелекома» нужно набрать сначала 55 (в другую страну — 10), через сеть МТТ — 53 (58) и т. д. Но желающих оказывать эти услуги значительно больше. Лицензии на дальнюю связь получили более 30 операторов, но менее 30% из них работают, напоминает пресс-секретарь «Синтерры» Екатерина Андреева.
Абоненты только выиграют: чем больше операторов, тем выше конкуренция, считает старший вице-президент «Транстелекома» Виталий Котов. Из трехзначных кодов, начинающихся на «5» (от 500 до 599), можно составить 50 пар кодов. Но и Андреева, и Котов сомневаются, что все такие коды будут задействованы — количество реально работающих операторов определит рынок. Важнее повсеместное введение hot-choice, убежден Котов. Сейчас возможность выбирать оператора при каждом звонке введена только в Москве, Казани и еще нескольких городах.
Хотя представитель министерства уверяет, что действующие коды с введением трехзначной системы отменять не придется (к ним просто прибавится «5»), Андреева уверена: у компаний, работающих на массовом рынке и вложивших инвестиции в продвижение своих кодов, «возникнут вопросы». Хотя единственный оператор, который активно действует на массовом рынке, помимо бывшего монополиста «Ростелекома», — МТТ. «Если так часто будут меняться коды, как операторы закрепятся на рынке?» — недоумевает и. о. гендиректора МТТ Игорь Заболотный. Проблема в технической готовности сетей местной связи — по мнению Заболотного, «по крайней мере половине операторов потребуется значительная трансформация сетей для введения дополнительного регистра».
Представители «Связьинвеста» и МГТС уверяют: их компании проведут все необходимые технические работы, если такие приказы появятся. «Но увеличение количества кодов не повлияет на численность операторов [дальней связи]: основная сложность — не получить код, а построить сети во всех субъектах Федерации и маркетинг», — предупреждает гендиректор МГТС Николай Максименка. Операторы, получившие коды, вложили в сети в среднем по $50 млн.
Увеличение количества комбинаций для выдачи кодов может расширить ряды операторов лишь теоретически: рынок вряд ли выдержит больше 10 компаний, согласен директор по развитию «Коминфо консалтинг» Евгений Соломатин. Скорее инициатива направлена на приведение российской системы нумерации к международным стандартам, полагает он.
Советник гендиректора «Ростелекома» Иван Ким не стал комментировать инициативу министерства.
Тимофей Дзядко
Игорь Цуканов
Источник: газета "Ведомости"