Игры на доверчивости абонентов


Абоненты ряда сотовых операторов стали получать SMS с просьбой пополнить счет внезапно занемогшей «бабушки», написать сообщение из комбинации цифр на некий короткий номер и получить на счет бонус, и т.д. Это далеко не первый случай мобильного «мошенничества». По подсчетам компании «ВымпелКом», на уловки подобных «SMS-рассылок» попалось уже свыше 10 млн. россиян. Тем не менее, судя по всему, этот вид «бизнеса» остается актуальным, даже в кризисные времена, когда абоненты пытаются сэкономить и на мобильной связи.

В частности, пользователям сетей МТС и «Билайн» в настоящее время поступают подобные «предложения». «Мне и моим друзьям часто стали приходить сообщения типа: «я в больнице, срочно кинь деньги на этот номер», - рассказал один из абонентов компаний МТС и «Билайн». - Звоню на номер, с которого пришло сообщение, - абонент отключен или временно недоступен».

Кроме того, по каналам для общения в Интернете, по типу ICQ, приходят сообщения о том, что если послать SMS с определенным набором букв и цифр на короткий номер, на телефонный счет будет зачислен бонус.

«Сами методы рассылки спама и мошеничества были отработаны в течение десятка лет с возникновением Интернет, чуть ли не первый спам пошел от компании Digital в районе 1978-го года, - рассказал заведующий OpenVMS-хозяйства ЗАО «Дельта Телеком» (SkyLink) Руслан Лайшев. - Сотовые операторы «унаследовали» данное явление в силу специфики деятельности – предоставление коммуникативной среды».

«Подобные SMS-рассылки в данное время не носят массовый характер, так как не могут принести мошеннику существенного дохода, - уверена специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Северо-Запад» Юлия Неменова. - Информированность и бдительность абонентов в последнее время повысилась».

«Случаи «мобильного» мошенничества, к сожалению, не редки, - тем не менее, не соглашается с коллегой начальник пресс-службы Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» Маргарита Горбачева. - Во всех известных и очень разнообразных схемах отъема денег используется способ психологической атаки, в результате которой граждане расстаются с ними добровольно».

Среди самых распространенных на сегодняшний день вариантов Маргарита Горбачева назвала звонки и SMS о том, что абонент выиграл ценный приз (автомобиль, бытовая электроника, крупная денежная сумма) в розыгрыше, проводимом известной радиостанцией, оператором сотовой связи и т.п. Для того чтобы получить приз, абоненту предлагается незамедлительно перевести некоторую сумму или перезвонить на указанный номер мобильного телефона - так называемый premium-номер (звонок на который стоит больших денег). Кроме того, «популярна» имитация звонка от близкого человека или знакомого, якобы попавшего в беду, с настоятельным требованием пополнить мобильный счет абонента на некую сумму либо перевести деньги на какой-то счет (как банковский, так и мобильный). Также в ходу у мошенников предложение бесплатно получить SIM-карту мобильного оператора или воспользоваться кредитом на льготных условиях. В этом случае требуется сообщить конфиденциальные данные – номер паспорта, место жительства и работы, а также предоставить образец подписи.

По словам Маргариты Горбачевой, «ненастоящие» SMS, в зависимости от размаха задуманной «акции», рассылаются вручную или автоматически с помощью специальных программ (подобных интернет-спаму).

«Автоматических способов несколько и зависят от состава средств, которые оператор «выставляет» для публичного доступа, есть варианты и с «инсайдерами», - уточняет Руслан Лайшев. - На мой взгляд? не имеет смысла детально расписывать способы и средства - во избежание расширения круга информированных. Тем не менее, ряд порталов в Интернете просто пестрит «заказами» на ПО, которое изначально предназначено для реализации спам-рассылок. Ежедневно можно увидеть несколько десятков таких заказов. К сожалению, это отражение востребованности спама любого сорта в современных экономических и социальных условиях».

«Номера могут выбираться случайным образом, - добавляет Юлия Неменова. - Например, мошенник может взять любой номер знакомого абонента МТС и отправлять SMS-сообщения на последующие номера в порядке возрастания или убывания».

Операторы поясняют, что при попытке обратной связи с неизвестным номером он недоступен, потому что на номере отключена услуга голосового вызова, только передача данных и SMS. Кроме того, как полагает Юлия Неменова, мошенники в некоторых случаях намеренно выключают телефон после отправки SMS-сообщения. «Так усиливается эмоциональное давление на человека, который не может дозвониться до «заболевшего» или «попавшего в аварию» и узнать, что именно случилось», - говорит она.

«Действия по рассылке абонентам подобных SMS являются незаконными, - пояснила юрист Оксана Палладий. - Они квалифицируются по ч.1 ст. 159 УК РФ как мошенничество, максимальное наказание за которое - лишение свободы на срок до двух лет». Тем не менее, г-жа Палладий замечает, что в своей адвокатской практике ей не приходилось сталкиваться с уголовными делами такого рода.

«От мобильного мошенничества не застрахован никто, даже сотрудники операторов мобильной связи, - полагает Маргарита Горбачева. – И здесь можно только по-житейски посоветовать быть внимательнее. В случае если вам звонят от имени родственника, задайте звонящему какой-нибудь уникальный вопрос, ответ на который гарантированно знает только ваш родственник, а еще лучше завести в семье общее «кодовое слово» или пароль. Избавляйтесь от любви к «халяве» - бесплатный сыр только в мышеловке - ни во что не играя, вдруг выиграть что-то ценное невозможно. Если вы все-таки верите в счастливую звезду, прежде чем звонить или отправлять SMS или переводить деньги, дозвонитесь до call-центра указанной компании, которая якобы проводит розыгрыш или посмотрите информацию на сайте. Если ничего не найдете, смело забудьте о «халявных» призах».

В случае получения подобных звонков, сотовые операторы просят абонентов сразу же сообщать о них, уточняя, при этом, что пока подобные обращения поступают к ним не часто. «Вмешательство правоохранительных органов возможно инициировать лишь путем направления письменного заявления своему оператору мобильной связи и в органы охраны правопорядка, - поясняет Маргарита Горбачева. - Со своей стороны при получении информации о возможном мобильном мошенничестве со стороны абонентов, мы проводим официальное расследование и предпринимаем необходимые действия, вплоть до разрыва договора с партнером. Недобросовестные контент-провайдеры, участвующие в организации подобных «лохотронов», имеют все шансы лишиться лицензии и выделенных им коротких номеров. Кроме того, сегодня мы стараемся сделать так, чтобы мобильное мошенничество было невыгодно, в том числе ужесточая договорные отношения с партнерами».

Тем не менее, по мнению Руслана Лайшева, бороться с подобными рассылками сложно. «Как всегда тут есть много составляющих, законодательных, социальных, морально-этических. В настоящее время бороться со спамом эффективно - практически невозможно по одной значимой причине: спам (любого сорта) – реально и в течение десятков лет востребован. Есть даже ряд примеров, когда сотовый оператор формирует услуги без анализа уязвимостей с точки зрения использования оных в целях мошенничества».