Журнал "Электросвязь" опубликовал обзор изменений закона "О СМИ", подготовленный нашим бюро


   17 июня 2011 г. «Российская газета» опубликовала Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации", которым были внес ены изменения и дополнения в закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (закон «О СМИ»), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". 

        Если изменения, внесенные в закон "Об автономных учреждениях", носят скорее технический характер и направлены на упорядочение правоотношений по выпуску автономными учреждениями продукции средств массовой информации, то изменения в законах “О СМИ” и “О связи” носят принципиальный характер, так как отражают реализацию концепции информатизации России и переход на современные цифровые стандарты телевещания. У медиа сообщества есть время в деталях изучить и подготовиться к нововведениями в законодательстве, поскольку они вступают в силу 10 ноября 2011 г., за исключением изменений в закон "Об автономных учреждениях", дополнения в который были распространены на правоотношения, возникшие с 8 января 2007 г. В обзоре будут освещены наиболее значимые изменения правового регулирования в области средств массовой информации, которые вступят в силу в ноябре этого года.

    Сетевое издание.   Закон “О СМИ”  был принят в 1991 г. и не учитывал грядущий рост информационных технологий и распространения информации в сети  Интернет. В этой связи отсутствовали законодательно установленные критерии, в соответствии с которыми информация, распространяемая через Интернет признавалась бы продукцией СМИ, а такие сайты регистрировались в качестве средств массовой информации. Вместе с тем, попытки признания интернет-сайта средством массовой информации на практике случались.

     В 2006 г. мировой судья г. Абакан признал интернет-сайт средством массовой информации и наложил взыскание на его владельца в виде штрафа и конфискации за отсутствие регистрации сайта  в качестве СМИ. В 2007 г. аналогичная ситуация сложилась в Сыктывкаре, когда за отсутствие регистрации сайта в качестве СМИ была оштрафована на 20 тыс. рублей компания, владеющая информационным сайтом, не зарегистрированным в качестве СМИ.

     Точку в дискуссии о том, считать ли интернет-сайт средством массовой информации поставил Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении Пленума от 15 июня 2010 г. N 16 “О практике применения судами закона “О средствах массовой информации”. В п. 6 Постановления было указано, что поскольку при распространении массовой информации через интернет-сайты отсутствует продукция СМИ, то по действующему законодательству эти сайты не подлежат обязательной регистрации как СМИ. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ.

      На практике регистрация интернет-сайтов в качестве СМИ проводилась уже довольно длительное время. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) осуществляла их регистрацию в форме электронных периодических изданий, формально не предусмотренной законом. Практика последних лет показывала ежегодный рост регистрации таких изданий. По информации компании ООО “Ларкона Глобал”, осуществляющей профессиональную регистрацию СМИ, объем регистрации электронных изданий превышает половину от общего объема зарегистрированных компанией СМИ.   

     В результате нововведений в законе “О СМИ” в ст. 2  под  сетевым    изданием     понимается  сайт   в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в  качестве  средства  массовой  информации в соответствии с настоящим законом; под продукцией СМИ понимается отдельный выпуск либо обновление сетевого   издания,   под  распространением  продукции  СМИ –   предоставление доступа к сетевому изданию.   Таким образом, интернет-сайт признается средством массовой информации, продукция которого распространяется в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем, принцип добровольности регистрации сайта в качестве СМИ сохранился. Новая редакция  ст. 8 указывает на то, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве СМИ, средством массовой информации не является.  

   Изменения коснулись и необходимости указания в заявлении о регистрации сетевого издания ссылки на доменное имя данного издания, что ранее (при регистрации электронного периодического издания) не практиковалось. При изменении доменного имени сетевого издания учредитель СМИ будет обязан в месячный срок уведомить  регистрирующий орган о таком изменении.

 

   Закон «О СМИ»  дополнен также и еще одним  примечанием, касающимся уже всех без исключения средств массовой информации. Ст. 10 закона “О СМИ» дополнена указанием на  необходимость предоставления документов, подтверждающих соблюдение заявителем при учреждении СМИ требований, установленных настоящим законом. Перечень таких документов утверждается Правительством Российской Федерации.  Это принципиально новое положение закона. Ранее для регистрации СМИ требовалось предоставить только заявление и документ, подтверждающий оплату государственной пошлины. Ст. 10 закона указывала на прямой запрет требовать от учредителя СМИ иных документов. В 2007 г. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия  приняла Приказ от 22 октября 2007 г. N 315 “Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации средств массовой информации”, который определял довольно обширный перечень документов, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации СМИ. В 2008 г. данный приказ был оспорен в Верховном суде, который принял решение от 23 сентября 2008 г. по делу N ГКПИ08-1598 о частичном удовлетворении заявленных требований и признал требования Административного регламента о предоставлении ряда документов учредителем СМИ незаконными.

 

     Изменения в законе наделяют Правительство РФ правом определять перечень документов,  подтверждающих соблюдение учредителем требований, определенных законом. Предположить, в каком объеме правительство потребует таких подтверждений, сегодня сложно,  так как постановление по этому поводу правительством не принято. В лучшем случае, будут воспроизведены те требования к перечню документов, которые существуют сейчас. В неблагоприятном варианте такой перечень будет существенно расширен, например, требованиями о предоставлении документов, подтверждающих право пользования помещением под размещение редакции СМИ, источников его финансирования, прав на доменное имя в сети Интернет.

 

   Оценивая изменения законодательства в целом можно сказать об их положительном значении для медийной отрасли, так как формализация статуса электронных изданий дает дополнительные правовые гарантии их деятельности, а следовательно привлечет новые инвестиции в сферу интернет-технологий. В то же время  можно указать на такой существенный недостаток изменений, как отсутствие на законодательном уровне определений  “Интернет” и “доменное имя”.  Изменения обошли вниманием и вопросы, касающиеся специфики указания выходных данных сетевого издания, предоставления его обязательного экземпляра и  организации хранения материалов издания в сети Интернет. Кроме того, неясен вопрос о необходимости  перерегистрации ранее зарегистрированных электронных периодических изданияй в сетевые издания и сохранения их статуса без такой перерегистрации.

 

Лицензирование телерадиовещания. Существенные изменения закон «О СМИ» внес в порядок лицензирования деятельности телерадиовещательных компаний, суть которых направлена на законодательное обеспечение перехода телевизионного вещание на стандарт цифрового вещания. В известной мере закон развивает положения «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.09.2009 N 1349-р, и Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 N 985.

 

В законе “О СМИ” введены понятия телеканала и радиоканала, под которыми понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.  Таким образом, теле- и радиоканал может объединять в своей сетке вещание несколько зарегистрированных теле- или радиопрограмм или осуществлять распространение аудиовизуальных сообщений как самостоятельное СМИ.  

 

Законом вводится понятие вещателя, под которым понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование теле- или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.  

 

Важным изменением закона стало то, что общий порядок лицензирования деятельности теле- и радиовещателя определяется законом  “ О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом специфики лицензирования, определенного законом “О СМИ”. В этой связи действующее по настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» не может приняться после вступления в силу изменений в законе  «О СМИ».

 

Нововведения  в лицензировании предоставляют вещателю возможность получения универсальной лицензии, дающей право распространения теле- или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществления наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания. Универсальная лицензия выдается в том  случае, если сам вещатель является редакцией теле- или радиоканала. Ограниченная лицензия выдается в случае вещания теле- или радиоканала сторонней редакцией в пределах прав, определенных договором с такой редакцией. В данном случае вещатель вправе осуществлять распространение теле- или радиоканала на территории Российской Федерации в  среде или средах вещания, определенных редакцией теле- или радиоканала. 

 

      Фактически закон не требует получения  каждый раз отдельной вещательной лицензии теле- или радиоканалу на отдельно взятый населенный пункт, так как предполагает ее универсальность, т.е. возможность осуществления вещания по данной лицензии на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществления наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания . Необходимость в ограничении среды распространения предусматривается только в случае осуществления вещания чужого теле- или радиоканала, на что и будет указано в лицензии.

 

    Вместе с тем, универсальность лицензии не дает права вещания в условиях ограниченного частотного ресурса. Закон указывает, что выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ и предусматривающем, в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).  Речь идет о необходимости предварительного получения права использования радиочастот на определенной территории для вещания того или иного теле- или радиоканала. При этом согласно закону  в случае использования радиочастот лицензия будет содержать сведения об используемых радиочастотах,  месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции теле- или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), о параметрах спутникового вещания, о программной концепции вещания, заявленной при проведении торгов (конкурса, аукциона).  Внесение в лицензию вещателя  сведений о радиочастотах и (или) позиции теле- или радиоканала в мультиплексе, а также об иных параметрах наземного эфирного вещания либо спутникового вещания потребует переоформления лицензии. 

 

     Получив вещательную лицензию, вещатель может заключить договор о распространении продукции телеканала с любым оператором кабельной сети. Еще в прошлом году в закон от 07.07.2003 года №126-ФЗ “О связи” были внесены изменения, согласно которым для получения операторской лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания не требуется предоставлять лицензию на право вещания или договор с вещателем, а значит кабельный оператор может без каких-либо ограничений заключать договоры с вещателями на распространение их продукции в своей сети. Что касается эфирного вещания, вещатель может оформить операторскую лицензию на оказание услуг связи для целей эфирного вещания на себя или заключить договор с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые будут оказывать услуги по эфирному вещанию продукции теле- или радиоканала.  В новой редакции закона “О СМИ”  как от вещателя, так и оператора связи требуется лишь информировать лицензирующий орган о начале трансляции продукции телеканала, а равно о планируемом расторжении договора на такую трансляцию.

 

    В законе «О СМИ» установлен также  срок, на который выдается лицензия. Если ранее он составлял пять лет, то сейчас вещательная лицензия будет выдаваться на десять лет, если о меньшем сроке действия лицензии не заявит сам вещатель. Кроме того, в законе  затронуты вопросы переоформления и продления лицензии, лицензионного контроля, порядка приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии.    

     Изменения коснулись и продукции зарубежных теле- и радиоканалов. Согласно ст. 54 распространение зарубежного теле- или радиоканала на территории Российской Федерации допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего закона. Правда, данная норма вступает в прямое противоречие со ст. 19.1 закона, запрещающей иностранным компаниям учреждать на территории России теле- и радиоканалы. Иной процедуры регистрации СМИ, кроме как по заявлению учредителя, закон не предусматривает.

   В законе “О СМИ” имеются и другие недоработки. Так, ч. 7 ст.31,  регулирующая случаи переоформления лицензии при использовании радиочастот, отсылает (в части порядка  такого переоформления) к ст. 31.4,  касающейся вопросов продления  лицензии, несмотря на то, что вопросы переоформления лицензии определены в ст.31.3. Не решены и вопросы одновременного вещания по лицензии продукции нескольких теле- или радиоканалов, что на практике скорее всего будет распространено. По смыслу закона все лицензии должны выдаваться на всю территорию России, хотя закон и допускает регистрацию теле- или радиоканала с ограничением территории распространения одним или несколькими регионами. Кроме того, не совсем понятно, нужно ли дополнительно регистрировать ранее зарегистрированные теле- и радиопрограммы в теле- и радиоканалы.  По всей видимости, эти вопросы частично будут решаться на законодательном уровне, а частично – в процессе лицензирования.

   Отдельные нормы закона посвящены вопросам электронного взаимодействия Роскомнадзора с заявителями при регистрации СМИ и лицензировании вещателей, а именно возможности подачи ряда документов в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Закон указывает также на необходимость формирования   информационной системы в области  СМИ и возможности получения сведений о них, в том числе в виде электронной выписки, заверенной ЭЦП.  Данная норма скорее упорядочивает вопросы использования уже существующей и размещенной в сети Интернет на сайте Роскомнадзора базы данных.

 

Обзор подготовил А.С. Титов,  адвокат

Опубликовано в журнале "Электросвязь"