Война с мобильными мошенниками


20 июля 2010 года «МегаФон» подвел первые итоги реализации комплексной программы по борьбе с мобильным мошенничеством. Всего за 2010 год компания отработала почти 44 тыс. инцидентов, и около 1 млн рублей было возвращено абонентам.
 


Мошенники выходят из тени

Активизация мобильных мошенников стала заметна в конце лета 2009 года, и уже в феврале 2010 года количество фрод-инцидентов с участием premium-номеров (PRS) выросло в 35 раз по сравнению с февралем 2009 года. В январе-апреле 2010 года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступило в 3 раза больше жалоб, чем за весь 2009 год. По статистике, каждый пятый россиянин поддался обману злоумышленников. 

Что делает «МегаФон»

С 2010 года «МегаФон» начал реализацию комплекса мер по борьбе со злоумышленниками. Приоритетными направлениями в этой борьбе выделены: ужесточение требований к контент-провайдерам; разработка и внедрение специальных сервисов; оперативное разрешение претензионных обращений и информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты.

С 1 мая 2010 года «МегаФон» ввел ряд нововведений в договор с контент-провайдерами в части ужесточения требований. В частности, введены более жесткие штрафные санкции за сервисы, используемые в мошеннических схемах (до 90 % от прибыли); регламент взаимодействия по претензионным обращениям, по которому мошеннический сервис должен быть заблокирован в течение трех часов с момента установления злодеяния.

В течение последних месяцев запущены сервисы, помогающие избежать обмана, среди них - автоинформирование о стоимости SMS на premium-номер, когда у абонента спросят подтверждение отправки сообщения; услуга «Мобильный прайс», которая позволяет узнать стоимость SMS на premium-номер (нужно просто отправить на данный номер символ $); и самое радикальное решение – запрет отправки SMS на premium-номера. 

Что касается конкурента «МегаФона» - «Билайна», то на сегодняшний день оператор также применяет ряд мер по защите абонентов от мошенничества. «Благодаря онлайн-тарификации абоненты не уходят в «минус», покупая контентные сервисы, - рассказала пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева. - Кроме того, есть жесткое требование к контент-провайдерам на всех рекламных материалах однозначно указывать стоимость «для абонентов «Билайн». Третья мера состоит в том, что все СРА-партнеры должны самостоятельно осуществлять онлайн-мониторинг всех рекламируемых услуг и выискивать некорректное указание цены. В случае нарушений применяются жесткие меры – экономические рычаги давления на СРА-партнеров. Безусловно, в случае, если пострадавший абонент к нам обратился, деньги ему будут возвращены сразу же. С февраля 2010 года при возникновении инцидента мы  руководствуемся принципом: сначала «отрубаем номер», на который пришла жалоба, потом разбираемся с контент-провайдером». Также «Билайн» скоро запустит систему предупреждения абонента о стоимости заказанной услуги.

Возвращаясь к «Мегафону», в качестве еще одной меры оператор запустил на сайте проект «Защити свой телефон». Там размещается информация о видах мошенничества с рекомендациями по противодействию и другими полезными справками.

Кроме того, как известно, наиболее уязвимая категория абонентов – дети. Сотрудники «МегаФона» проводят в учебных заведениях занятия, в ходе которых ребята знакомятся с мобильной связью и опасностью, которую она может нести. В помощь родителям – услуга запрета отправки SMS на короткие номера. Стоимость данного сервиса в разных регионах присутствия колеблется от 20 до 150 рублей в месяц, но, как заверил начальник департамента бизнес-коммуникаций «МегаФона» Роман Проколов, принято принципиальное решение сделать данную услугу бесплатной, и это ожидается реализовать к осени 2010 года.

ТОП-5 мошеннических схем

Начальник департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «МегаФон» Сергей Хренов дал общее представление о наиболее популярных схемах мошенничества с PRS. Это так называемые «сервисы без сервиса» - чтение SMS, сканеры тела и т. п.; блокираторы Windows; порнобаннеры и псевдоантивирусы; «открытки»; некорректное указание количества или стоимости SMS. Из всего количества жалоб на premium-номера «МегаФона» 58% приходится на столичный филиал. При этом в Москве и Московской области 49% инцидентов связаны с блокираторами компьютеров. Роман Проколов считает, что это, возможно, связано с тем, что офисные работники, получив блокиратор, естественно, стремятся в короткое время за любую цену от него избавиться. 
 
Алгоритм действий пострадавшего

Попавшимся на удочку мошенников абонентам следует немедленно заявить об этом оператору. С одной стороны, скорее произойдет возврат потраченных средств; с другой, полученная информация поможет в борьбе с преступниками. Проверив достоверность сообщения, компания произведет возврат средств на счет абонента. За период с января по июль 2010 года компанией «МегаФон» было рассмотрено более 2500 жалоб абонентов на использование premium-номеров в мошеннических целях. А всего отработано почти 44 тыс. инцидентов. Ежедневно компанией блокируется более 20 префиксов. По обращениям абонентов возвращено порядка 1 млн рублей.

Борьба с переменным успехом

Что послужило причиной всплеска мобильного мошенничества в России? Это появление простого способа анонимного получения денежных средств посредством SMS. Благодаря бескомпромиссной борьбе с обманщиками, проводимой силами операторов связи, активно взаимодействующих с госструктурами, количество мошенников сокращается. В частности, на примере «МегаФона» это выглядит так: в январе 2010 года от всего количество жалоб на мошенничество, непосредственно «МегаФон» получил 28 %; в мае – 6 %. В целом, отметили представители оператора, динамика радует, но уже в июне значение поднялось до 7 %.

Вместе с тем, есть мнение, что количество обращений непосредственно к оператору снизилось в связи с тем, что изменились схемы вывода денежных средств. Все чаще мошенники предлагают не отправить SMS, а пополнить баланс телефона (чаще всего в данной конструкции указан номер «Билайна», так как там существует система вывода средств со счета абонента). Можно сделать вывод, что до окончания сражения еще далеко, и останавливаться на достигнутом рано.