Административная конкуренция (с комментарием адвоката Титова А.С.)
В одном из домов на ул. Сикейроса идет борьба компаний «Невалинк» и «Матрикс» с ТСЖ из-за работы оператора «П.А.К.Т.». Первые утверждают, что ТСЖ принуждает их перезаключать договоры на невыгодных условиях и работать через «П.А.К.Т.». При этом операторы считают, что председатель ТСЖ единолично принял решение о «назначении» «П.А.К.Т.» «главным оператором». В «П.А.К.Т.» считают все происходящее законным, так как имеют договор с ТСЖ на обслуживание дома.
Работу операторов связи с ТСЖ и УК нельзя назвать безоблачной. Не раз возникали конфликтные ситуации, виной которых становился пресловутый «человеческий фактор» и отсутствие четкой законодательной базы. Представители ТСЖ не заинтересованы, чтобы в доме работало много операторов. Им проще, если контролировать ситуацию с предоставлением Интернета будет один провайдер. Провайдеры из-за высококонкурентной борьбы зачастую тоже не прочь получить «пальму первенства». В итоге, как отмечают игроки рынка, возникают ситуации, когда провайдеры пытаются конкурировать между собой не только качеством услуг и ценами, но и административными методами.
«В доме на Сикейроса, 21, корп. 1 мы работали вдвоем с «Невалинком», - рассказал руководитель отдела по работе с ТСЖ оператора «Матрикс» Артем Автондилов. – С лета мы начали получать письма от ТСЖ, в которых говорилось, что мы должны перезаключить договоры на обслуживание абонентов на новых условиях. Новые условия заключались в том, что в доме оператор «П.А.К.Т.» проложил свои линии, и все остальные теперь должны работать через него. Таким образом, компания получила эксклюзив, при том, что с нами никаких переговоров не велось, мы были поставлены перед фактом. Если же мы не согласны с новыми условиями, то, как пояснялось в письмах, можем уходить. «Решиться» надо было до 2 ноября, после чего наше оборудование должно было быть отключено. Мы скооперировались с «Невалинком», собрали жильцов и пообщались с ними, - многие абоненты хотят, чтобы мы остались. Теперь мы будем собирать подписи, с которыми пойдем к председателю ТСЖ, после чего должно будет приниматься общее решение собственников жилья».
«Нам не давали ключи от технических помещений, председатель ТСЖ говорил, что по итогам общего собрания был выбран один оператор, работающий на доме, которым является «П.А.К.Т», и что все вопросы надо задавать этой компании, находить с ними компромисс, - добавил руководитель отдела развития ООО «Невалинк» Артем Демишкан. - Позднее выяснилось, что решение было принято им единолично. Сначала мы пытались договориться с «П.А.К.Т.», думая, что если будем платить ему, например, какую-то фиксированную плату в месяц, то «П.А.К.Т.» будет следить за всеми хозяйственно-организационными моментами по работе на доме. В этом случае нам не принципиально – платить деньги за электричество ТСЖ и самим следить за уборкой техпомещений, то есть нанимать уборщиков, или отдать за плату эти функции одному оператору. Однако «П.А.К.Т.» стал навязывать свои условия, по которым за переключение каждого абонента мы должны были бы платить ему по 175 рублей без НДС в месяц и еще 300 рублей - единовременная плата за включение 1 абонента».
По словам Артема Демишкана, 2 ноября оборудование «Невалинк» и «Матрикс» все же не отключили. «После собрания с жильцами председатель не дал «П.А.К.Т.» нас отключить, - пояснил г-н Демишкан. - Все работает по сегодняшний день, ключи берем у председателя. Предварительно договорились с председателем пролонгировать договор на старых условиях на этой неделе».
В «П.А.К.Т.» считают, что возврат к старым соглашениям невозможен, так как у оператора есть свой договор, заключенный с ТСЖ на обслуживание дома. «Мы со своей стороны не предпринимали никаких действий, не согласованных с ТСЖ, - пояснил заместитель директора по работе с юридическими лицами компании «П.А.К.Т.» Владимир Лебедев. - К нам обратились в свое время представители ТСЖ и попросили упорядочить работу операторов в доме, так как неоднократно в ТСЖ поступали жалобы о том, что в помещениях, где расположено оборудование провайдеров, беспорядок и т.д. Мы построили в доме единую сеть и предлагаем другим операторам в аренду витую пару и порты».
По словам игроков рынка, аналогичная ситуация сложилась и в двух парадных дома на Энгельса, 111, где присутствует «П.А.К.Т.». «Действительно, у нас существуют проблемы с заходом в дом на Энгельса, 111. Там проложены линии «П.А.К.Т.», и, возможно, в соответствии с их договоренностью с руководством ТСЖ, у других операторов там работать не получается», - говорит Дмитрий Анчунов, генеральный директор InterZet.
«Нам не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда председатель ТСЖ в открытую говорит о необходимости работать через другого оператора, - комментирует директор департамента домашних сетей «ВестКолл» Александр Нижегородцев. - Чаще председатели ТСЖ просто не заключают соглашения, мотивируя наличие в домохозяйстве одного оператора уровнем достаточности. Убежден, что воздействовать на подобные ситуации можно только при помощи жильцов».
Исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер ситуацию по договоренностям с председателями ТСЖ назвал достаточно распространенной на Петербургском рынке. «В последний раз мы с ней столкнулись на Коллонтай 26, где «Юнет», договорившись с ТСЖ на эксклюзивный договор, забрал наших абонентов. Выходов из данной ситуации я не вижу, так как операторы сильно разрознены и активно пытаются конкурировать между собой не только качеством или ценами, но и административными методами. Например, в тот же дом на Сикейроса, 21, мы не можем войти именно потому, что председатель ТСЖ просит у нас денег».
Г-н Шпедер напоминает, что бизнес-схему, когда оператор прокладывает линии и сдает их в аренду, а не наращивает собственную абонентскую базу, практикует компания «Мета-Сервис». «Правда, она заходит в дома, где еще нет других операторов, - уточняет Андрей Шпедер. - При всей привлекательности такой схемы, она абсолютно неэффективна, так как страдать будет, в первую очередь, абонент. Во-первых, у него не будет, по сути, возможности выбора оператора, а во-вторых, зоны ответственности за качество работы будут размыты. В случае каких-то конфликтных ситуаций между абонентом и провайдерами, последние будут перекладывать «вину» за качество связи друг на друга».
Закон не обязывает ТСЖ предоставлять места для размещения оборудования связи каждому оператору. «Однако нужно иметь в виду, что если ТСЖ осуществляет согласованные действия уже с каким-то оператором, это может быть основанием к обращению в Антимонопольную службу, - приводит пример адвокат Александр Титов. - При установлении факта нарушения закона «О защите конкуренции» виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности».
Один из недавних примеров обращения оператора в антимонопольные органы произошел в Кингисеппе. В феврале 2009 года ИП Рыбалка А.Н. обратился в ТСЖ «Дом над рекой» с просьбой предоставить возможность подключения собственников квартир дома к сети Интернет. ТСЖ «Дом над рекой» отказало индивидуальному предпринимателю в связи с тем, что в зимнее время на кровле дома запрещено проводить какие-либо работы из-за опасности ее повреждения, и предложило повторно обратиться со своим предложением в весенне-летний период. Тем не менее, в феврале этого же года аналогичные работы проводило ООО «Руслан Телеком», в то время как повторное обращение ИП Рыбалка А.Н. в обозначенный ТСЖ «Дом над рекой» период осталось без ответа. Данное обстоятельство было расценено индивидуальным предпринимателем как согласованные действия ТСЖ «Дом над рекой» и ООО «Руслан Телеком», направленные на ограничение доступа других операторов на рынок Интернет-услуг. ИП Рыбалка А.Н. обратился в Ленинградское УФАС. Однако нарушения антимонопольного законодательства в действиях ТСЖ «Дом над рекой» и ООО «Руслан Телеком» комиссия Ленинградского УФАС не выявила, пояснив, что инцидент возник в связи с несбалансированным ведением хозяйственной деятельности товарищества ввиду его недавней организации и небольшого опыта работы.
Наталия Нелюбина
источник Ip-news