Автоматический приработок (с комментарием юриста адвокатского кабинета О.Палладий)
Оператор фиксированной связи «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) с помощью автоинформатора обзванивает своих абонентов-владельцев телефонных аппаратов с автоматическим использованием АОН (автоматический определитель номера) и просит их либо самостоятельно отключить у себя АОН, либо подключить данную дополнительную услугу, являющуюся платной, официально. В случае отказа абонента производить какие-либо манипуляции, оператор обещает подключить его к услуге АОН автоматически. Технически оператор не может самостоятельно отключить у абонента АОН, а юридически – не имеет права требовать за него плату, если пользователь осознанно не подключал данную услугу. Видимо, для возможности в тяжелое кризисное время дополнительного заработка, оператор пробует решать эту коллизию с позиций этики, не оставляя абоненту шансов принять самостоятельное решение и, тем самым, смириться с обстоятельствами. Эта тактика работает - пока не было ни одного обращения со стороны абонентов СЗТ в общество защиты прав потребителей.
Тем не менее, абонент СЗТ Андрей Шишов готов идти дальше и защищать, в случае необходимости, свои права в суде. Г-н Шишов рассказал IP-News, что после более двух лет пользования телефоном, в котором, как потом выяснилось, автоматически был включен АОН (автоматический определитель номера), ему позвонили «оттуда». Автоответчик СЗТ сообщил абоненту новость о том, что на его номере работает АОН и попросил в течение 10-ти дней позвонить в справочную службу 069, иначе услуга пользования АОНом будет подключена СЗТ автоматически. «Я позвонил по названному телефону, и сообщил, что сам данную услугу не подключал и мне она не нужна. Если СЗТ это надо, пусть они отключат АОН, - говорит Андрей Шишов. – Девушка на том конце провода сначала просто бросила трубку после этих слов. После того, как я позвонил вторично, меня соединили, видимо, с кем-то старшим по должности. Этот человек сообщил мне, что я обязан либо сам отключить АОН, либо согласиться с подключением данной услуги. В случае бездействия услуга будет подключена автоматически». Андрей Шишов полагает, что это навязывание услуги. «В договоре нет пунктов, по которым я обязан сам отключать услуги, которые не подключал. А тем более платить за них», - говорит абонент. Как сообщил г-н Шишов, в случае, если он получит счет за услуги СЗТ с включенной в него оплатой за АОН, он планирует прибегнуть к юридической помощи.
«Когда абонент пользуется телефонным аппаратом с функцией АОН, то при установлении соединения на дисплее телефонного аппарата высвечивается номер его собеседника. Такие телефонные аппараты не определяют номер самостоятельно, а запрашивают информацию у оборудования АОН, установленного на АТС оператора связи, и предназначенного для обеспечения автоматической междугородной и международной телефонной связи. Аппараты с АОН создают дополнительную нагрузку на станционное оборудование и при большом количестве, могут привести к нарушению основной функции системы АОН, установленного на АМТС, - рассказала IP-News директор департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Северо-Западный Телеком» Марина Сухих. - В связи с этим, несколько лет назад по рекомендации Министерства связи РФ в качестве ограничительной меры на пользование такими аппаратами был введен тариф за использование аппаратов с АОН. В настоящее время данная услуга стоит 49 рублей в месяц. Абонентам необходимо зарегистрировать, то есть подать заявление, свои телефонные аппараты с функцией АОН у оператора, а аппараты должны быть сертифицированы для данной функции». По словам Марины Сухих, специалисты ОАО «СЗТ» при регулярном мониторинге состояния сетей с помощью специальной аппаратуры регистрируют работу устройств АОН, установленных у абонентов. В случае, если заявление на пользование данной услугой от этого абонента не поступало, ему с помощью автоматического информирования (звонка «робота») сообщают о необходимости написать такое заявление. «Функция АОН у абонента не отключается», - уточнила г-жа Сухих.
«В соответствии с пунктом 7 «Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» абонент, установивший телефон с АОН, должен сообщить об этом оператору и оплачивать дополнительную услугу «поддержка функции АОН при подключении к действующей абонентской линии устройства с функцией АОН», - подтвердили IP-News в ОАО «ЦентрТелеком». - Тогда оператор фиксированной связи предоставляет абоненту дополнительную услугу автоматического определения номера. Услуга доступна пользователям услуг связи, подключенным к цифровым АТС. Тарификация происходит в соответствии с установленными оператором связи тарифами (тариф «ЦентрТелекома» варьируется в различных регионах, но в среднем составляет 30 рублей в месяц)».
В «ЦентрТелекоме» признали, что оператор связи не имеет возможности отключать функции пользовательского оконечного оборудования по собственному усмотрению. «Если абонент использует телефонный аппарат с функцией автоматического определителя номера, то подключение (отключение) соответствующих возможностей аппарата зависит только от абонента», - сказали в пресс-службе «ЦентрТелекома».
МГТС несколько лет назад даже пыталась «воевать» с абонентами, которые не платили за услугу автоматического определения номера. В октябре 2004 года МГТС грозилась начать отключения абонентов за неуплату услуг АОН, когда выяснила, что 49 тыс. москвичей пользуются АОН без оплаты.
«Раньше в отношении АОН у СЗТ была такая практика: они закрывали всем абонентами АОНы, и чтобы начать пользоваться данной услугой, надо было идти в отделение СЗТ, писать заявление, тогда его открывали и начисляли абонентскую плату - достаточно небольшую, - рассказали IP-News в компании ОБИТ. - Сейчас, если такая ситуация произошла, то мы видим два варианта, объясняющих ее. Во-первых, если СЗТ действительно стал требовать оплаты АОН тем, кто его не заказывал - тогда это не правильно и оператор так поступать с абонентами не должен. Но возможен и второй вариант - у этих людей были открытые АОНы, но СЗТ в результате какой-то ошибки «забывал» их тарифицировать. А после проведения некой ревизии или модернизации части биллинговой системы это было обнаружено - и пользователям ее стали начислять абонентскую плату. В этом случае обвинить в чем-то СЗТ нельзя».
«Абонент может не оплачивать услугу АОН, если она им не заказывалась, - считает Оксана Палладий, юрист адвокатского кабинета Александра Титова. - «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи» (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310) требует от абонента только покупки телефонного аппарата имеющего декларацию о соответствии. Требовать от абонента замены аппарата с АОН на аппарат без АОН оператор права не имеет. В п.10 правил сказано что оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 56 и 57 настоящих Правил пп. 56 и 57 говорят о том, что оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату. Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг телефонной связи обязательным оказанием иных услуг. Следовательно, если абонент услугу АОН не заказал, он может отказаться от ее оплаты. Согласно п. 62 Правил абонент и (или) пользователь вправе отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия».
«Еще несколько лет назад интернет-провайдеры и поставщики мобильной и стационарной связи творили беспредел, - разводит руками юрист петербургского ООП «Диалог» Алексей Койтов. - Они часто навязывали всякие дополнительные услуги, требуя от абонентов их обязательной оплаты. Однако с введением «Правил оказания услуг подвижной связи» в 2005 году, «Правил оказания услуг связи по передаче данных» в 2006 году и «Правил оказания телематических услуг связи» в 2007 году, а также с внесением изменений в Закон «О защите прав потребителей», меры воздействия на «не порядочных» операторов стали более реалистичны, и что главное - закреплены и подробно прописаны в нормативных актах. Поэтому на сегодняшний день есть реальная правовая база для досудебной и судебной защиты нарушенных прав таких абонентов. Остается одно «но» - зачастую цена вопроса не столь велика, чтобы обременять себя дополнительными хлопотами, поэтому многие абоненты не считают целесообразным отстаивать свои права. И опять же старая закалка и страх наших граждан перед судебной системой, вызванный повсеместной юридической неграмотностью, делают свое дело - дают операторам вершить беззаконие».
Альтернативные операторы, собирающиеся или уже телефонизирующие жилые дома, вопрос по услуге АОН для клиентов решают в любом случае в «бесплатную сторону».
«Вест Колл» предоставляет эти услуги бесплатно всем своим клиентам, - говорит технический директор компании Александр Фрейдкин. - Для того чтобы наш клиент мог увидеть номер звонящего ему абонента, он должен просто подключить к нашей линии телефонный аппарат с дисплеем, который может отображать переданную по телефонной сети информацию АОН».
«Мы не тарифицируем данную услугу, она у нас открыта для всех пользователей по умолчанию, и брать за нее деньги или закрывать ее мы и не собираемся», - сообщил генеральный директор ООО «ОБИТ» Андрей Гук.
«Предоставление дополнительных сервисов, таких как АОН, переадресация вызова, определитель номера, ожидание вызова и других осуществляется у нас на бесплатной основе», - сообщила и Елена Паснюк, директор по маркетингу ОАО «ТКТ».
Наталия Нелюбина
источник: ip-news