«Одноклассники» фильтруют «ВКонтакте» (с комментарием адвоката Титова А.С.)


Социальная сеть «Одноклассники.ру» ставит фильтры в сообщениях и во всех статусах своих пользователей на словосочетание vkontakte и ряд его вариаций. Аналитики и участники рынка оценивают подобные ходы как попытку борьбы за пользователей. Представители «Одноклассников», как, впрочем, и «ВКонтакте», от комментариев отказываются.

Аналитики из Global Faces and Network Place подсчитали, что 67% глобальной аудитории сети Интернет на сегодняшний день активно пользуется социальными сетями и блогами. В России самыми распространенными на сегодняшний день являются «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сеть «Одноклассники.ру» была запущена в марте 2006 года, «Вконтакте.ру» появился в том же году, в октябре. С тех пор между компаниями шла борьба за пользователей, хотя изначально их аудитория была разнонаправлена.

Любой пользователь «Одноклассников» при наборе в рамках работы ресурса букв vkontakte.ru или vkontakte, вконтакте.ру, столкнется с тем, что его сообщение не будет отправлено, а на экране появится надпись: «В тексте сообщения содержатся недопустимые слова или выражения». При написании одноименного названия по-русски или при неполном написании латиницей сообщения отправляются. В свою очередь, «ВКонтакте» на «Одноклассники» делает активную ссылку. Заметим, что об этом уже упоминалось в обсуждениях на некоторых ресурсах ранее, IP-News же решил узнать мнение игроков рынка на этот счет. Однако, представители «Одноклассников», как, впрочем, и «ВКонтакте», от комментариев отказались.

«На наш взгляд, это слабая позиция, - комментирует действия «Одноклассников» вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова. - Если пользователь хочет уйти в другую социальную сеть, он это сделает, и такого рода меры могут вызвать у него разве что раздражение. Упор в конкурентной борьбе надо делать именно на качество, а не ограничивая свободу пользователей и «закрывая» им глаза». По словам Анны Артамоновой, сеть компании «Мой Мир» не ставит ограничений во внутренней переписке у посетителей, блокируя только спамеров.

«Причина подобных действий «Одноклассников» – безусловно, конкуренция на рынке социальных сетей, - считает и консультант-аналитик J&P Елена Аникеева. - На многих ресурсах Интернета запрещена реклама других сайтов, особенно конкурентов. Уже достаточно давно «ВКонтакте» обошел «Одноклассников» по числу посетителей. Так что действия «Одноклассников» вполне объяснимы». Тем не менее, по мнению Елены Аникеевой, данные меры малоэффективны. «Даже если с ростом аудитории приходят пользователи, мало осведомленные о существующих сайтах, это достаточно краткосрочное явление», - говорит Елена Аникеева.

«В принципе, это нормальный инструмент снижения рисков – вряд ли какой-то Интернет-сайт захочет генерировать трафик для прямого конкурента, - полагает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. - По нашим данным, в последние полгода посещаемость «ВКонтакте» была более или менее стабильной, у «Одноклассников» имело место незначительное снижение. В целом, «ВКонтакте» сейчас на 30-40% обходят «Одноклассников» по посещаемости».
 
По оценкам ряда экспертов, капитализация «Вконтакте» превышает аналогичные показатели «Одноклассников» более чем в 10 раз. В частности, аналитиками приводятся такие цифры: капитализация «Одноклассников» летом 2008 года составляла около $60 млн, «Вконтакте» — около $780 млн.

Согласно данным исследования Web Index международной исследовательской компании TNS за июнь 2009 года, в котором содержится информация по более чем 200 сайтам, среди социальных сетей по охвату аудитории (от 12 до 54 лет) лидирует «ВКонтакте» с почти 13 млн пользователей. Чуть меньше - 11,5 млн пользователей – у «Одноклассников», далее идет «Мой Мир» Mail.ru с 9,4 млн, а затем «Мой Круг» Яндекса – 2 млн человек.

«Период бурного роста социальных сетей, который мы наблюдали еще некоторое время назад, закончился, но действительно качественные проекты продолжают стабильно наращивать аудиторию, - считает Анна Артамонова. - Дальнейшее увеличение числа посетителей происходит за счет их «перетекания» из одного проекта в другой, охвата людей, которые пользуются сетью, но еще не социальными сетями, а также благодаря новым пользователям Интернета. Маловероятно, что у какого-нибудь совершенно нового игрока получится «с нуля» создать успешную массовую социальную сеть (рынок уже поделен между сильными проектами), а вот перспективы нишевых сайтов вполне неплохие».

Елена Аникеева считает, что правила уже существующих соцсетей вполне могут подразумевать ограничения на ссылки конкурентов. «Сайт вправе вводить определенные правила для своих пользователей, на которые они соглашаются при использовании его ресурсов, - говорит аналитик J&P. - Данные правила, в числе прочих, могут включать ограничения на размещение рекламы других ресурсов».

Интересно, что в «правилах пользования» «Одноклассниками», в частности, указано, что «владелец сайта является информационным посредником и оказывает услуги по передаче, хранению и обеспечению доступа посредством сети Интернет к предоставляемой пользователями информации, графическим изображениям и иным материалам. Любая информация, предоставляемая пользователями и передаваемая посредством сайта, передается без изменений и исправлений».

«Тайна переписки охраняется законом и ее нарушение преследуется уголовным законодательством, - уточняет адвокат в области связи Александр Титов. - Администрация сайта, предоставляя площадку для обмена сообщениями, не может контролировать их содержание, так как такая переписка носит личный характер. Вместе с тем, следует также помнить,  что запрещена реклама товаров и услуг путем ее рассылки через электронные каналы, если получатель прямо не выразит согласие с получением такой информации. Однако в этом случае администрация сайта должна обратиться в ФАС за проведением соответствующих  контрольных мероприятий по выявлению лиц, ответственных за рассылку нежелательной рекламы, а не контролировать сообщения самостоятельно».

Наталия Нелюбина

источник: ip-news