«Не стоять у вокзалов, а приезжать адресно»


Весна и лето — самые напряженные периоды работы миграционных служб. Но ничуть не приуменьшая загруженность других управлений ФМС, нельзя не признать, что особая нагрузка в связи с кризисом легла на Управление внешней трудовой миграции. Квоты существенно сокращены, а поток приезжих достаточно велик. Как осуществляется прием трудовых мигрантов? Каковы особенности работы с ними в этом году?
На эти и другие вопросы отвечает начальник Управления внешней трудовой миграции Алексей ЛОМКИН.

Алексей Михайлович, вы проводите сейчас мониторинг приезда и трудоустройства мигрантов. Каковы результаты?

Мониторинг, который мы начали осуществлять с конца октября прошлого года, — своеобразная лакмусовая бумажка, позволяющая нам определить настрой трудовых мигрантов, их потенциал, направление и перемещения внутри страны. Мониторинг проводится еженедельно. Результаты докладываются в Правительство РФ и находят отражение в нормативно-правовых документах, которые не только регулируют процесс миграции, но и вводят определенные новации по привлечению и использованию иностранной рабочей силы.

А что конкретно показал мониторинг?

С начала текущего года нам удалось удержать поток трудовой миграции. А это очень важно, ведь в приоритетном плане у нас трудоустройство россиян. Мигрантам рабочие места предоставляются, если иностранцы востребованы в той или иной отрасли экономики.

Сколько сейчас приезжает мигрантов, на какие работы они устраиваются?

В среднем количество иностранных граждан, въезжающих сейчас на территорию страны, меньше на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как мы и предполагали, в весенне-летний период их количество возросло.

Согласно данным опроса граждан из СНГ, которые въехали с целью трудоустройства, в зависимости от региона на текущей неделе до 50% владели строительными специальностями, до 16% специальностями в сфере общественного питания, до 14% — сельского хозяйства, до 11% — в сфере бытового обслуживания. То есть в стране есть востребованность в строителях, в том числе в частном секторе, на полевых работах и в расширении сети общественного питания с началом курортного сезона.

А что с разрешениями на работу?

Количество разрешений на работу иностранным гражданам, которые мы выдаем, в среднем на 30 процентов меньше, чем в прошлом году.

В регионах, как известно, создаются антикризисные штабы. Что они собой представляют и как работают?

Антикризисные штабы были созданы по решению нашего правительства. Основная их цель — разобраться, как обстоят дела в каждом субъекте отдельно. Исходя из социально-экономического положения региона определить, какие меры необходимы для того, чтобы не происходило массового высвобождения российских граждан. После того как такие штабы были созданы, каждый регион принял свою антикризисную программу. Все программы прошли утверждения в Правительстве РФ с соответствующим финансовым наполнением из федерального бюджета.

А каковы конкретные дела антикризисных штабов?

Что касается нашей деятельности, то есть миграционной службы, то мы четко отслеживаем факты невыплаты зарплаты иностранным гражданам. Ведь в соответствии со статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности в случае невыплаты зарплаты свыше двух месяцев. Вносим предложения по совершенствованию механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы в регионах. У других ведомств, представители которых входят в такие штабы, задачи, схожие с нашими. Они также отслеживают факты невыплаты зарплаты российским рабочим и возможность использования россиян на других видах работ. Если есть сокращение производства, то задача антикризисного штаба — найти альтернативные рабочие места, обеспечить привлечение граждан на общественные работы, чтобы люди получали деньги, а также наладить переучивание на новые профессии.

Какие, кроме известного по прошлому году в Екатеринбурге, были случаи невыплаты зарплаты мигрантам?

С начала мониторинга территории России мы выявили 65 таких случаев. В результате мер ФМС России 60 процентам трудовых мигрантов зарплата выплачена полностью, остальные прецеденты находятся у нас на контроле.

Нами выработан четкий алгоритм действий: обязательное информирование органов исполнительной власти субъекта, прокуратуры, Государственной инспекции по труду и занятости, чтобы они принимали меры по данным фактам, чтобы не создавалось предпосылок для возникновения негативных явлений.

Как выстраивается контролируемая внутренняя миграция? Об этом много говорят в последнее время.

Да, это давняя цель. Она заключается в том, чтобы переместить при помощи различных механизмов из трудоизбыточных регионов не только мигрантов, но и россиян туда, где не хватает рабочих рук. Например, на Дальний Восток.

Что сейчас происходит. Центральный и Южный федеральные округа остаются наиболее привлекательными для въезда иностранных граждан, прибывающих в страну впервые, из-за их географического положения и развитой инфраструктуры. Это подтверждается показателями опроса иностранных граждан, следующих в Россию через международные пункты пропуска. В дальнейшем, не найдя работу в указанных округах, иностранные граждане либо переориентируются на трудонедостаточные регионы России, либо уезжают из страны. Что мы сделали для начала? Определив регионы, где есть недостаток рабочей силы, мы направили письма в миграционные органы стран СНГ, в частности, в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, чтобы трудовые мигранты поехали туда, где для них найдется работа. И уже сейчас видим, что примерно половина из перемещающихся внутри страны трудовых мигрантов едет на Дальний Восток. То есть они приезжают, например, в Центральный регион, встают на учет, видят, что работы здесь нет, и переезжают туда, где смогут трудоустроиться.

Мигрант приехал в Москву, видит, работы нет, решил ехать на Дальний Восток или в Сибирь. Но проезд дорог, где взять денег на переезд?

Здесь есть несколько составляющих. Во-первых, люди, приезжающие сюда, поддерживаются диаспорами. Во-вторых, они приезжают с определенным денежным запасом и едут к конкретному работодателю.

Как вам удалось добиться таких результатов? Прежде мигрант не знал, куда ему ехать. Привычной была картина: стайки нерешительных южан мнутся на вокзалах в ожидании работодателя.

Мы ужесточили в соответствии с законом выдачу разрешений на работу. Раньше такие разрешения выдавались на срок до года. Сейчас мы выдаем разрешения на работу до 90 суток. Если же иностранец приносит с собой проект трудового договора, то выдаем разрешение на год. Поэтому работнику выгодно приехать сюда с проектом договора, то есть адресно, к известному работодателю. Среди всех опрошенных иностранных граждан в одну из майских недель в зависимости от региона знали своего работодателя до 70 процентов граждан СНГ, остальные планировали найти работу по месту пребывания.

Эти государства крайне заинтересованы, чтобы их миграционные потоки были направлены по конкретным адресам. Положение в этих странах очень тяжелое. Если брать, к примеру, Узбекистан, там годовой прирост 700 тысяч человек. А ведь семьи надо кормить.

А кто устанавливает связи со странами СНГ: регионы, диаспоры или работодатели?

Есть несколько путей. Во-первых, руководители нашей службы встречаются с представителями стран СНГ и обсуждают эти проблемы. Во-вторых, и диаспоры сейчас активно работают в этом направлении, создавая на территории страны центры информирования своих граждан о вакансиях по конкретным специальностям.

По количеству работающих наиболее активны выходцы из Узбекистана, Украины и Таджикистана.

В Россию приезжают процентов 60—70 тех иностранных граждан, которые уже здесь трудились. С ними легче. Это, как правило, люди со специальностями. Потом они знают российские законы, адаптированы к нашей жизни.

Но ведь немало и молодежи, которая нередко и русский язык не знает. Как быть с ней?

Молодежь обычно приезжает в составе группы, где всегда есть старший. К тому же, как правило, все они связаны родственными узами. Всей командой устраиваются в одном месте и проходят в процессе работы обучение как специальности, так и языку. Чисто молодежные группы практически не приезжают. Им здесь тяжело даже в психологическом отношении.

В связи с кризисом усложнилась работа с трудовыми мигрантами или, наоборот, упростилась?

Считаю, что кризис нам помог упорядочить некоторые процессы миграции. Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам у нас сокращены, они составляют фактически около 2 млн, исчерпанность их с начала года составила 28 процентов. Тех очередей, которые раньше стояли в подразделениях ФМС, сейчас нет.

Большинство мигрантов, как известно, идут в строительство. Однако сейчас строительство сократилось, особенно многоэтажных домов. Есть ряд специальностей, на которые россиянин не пойдет. Не из-за того, что работа грязная или мало платят, а из-за того, что мы потеряли специалистов, забыли о профтехобразовании. А, к примеру, в Узбекистане, Таджикистане есть лицеи, в которых обучают строительным специальностям, нужным в России. Что касается высококвалифицированных специалистов, они, в основном, прибывают из стран с визовым режимом и обладают уникальными специальностями.

Вы сказали, что мигранты едут на Дальний Восток, на олимпийские стройки в Сочи. Вы это мониторите?

Обязательно. В Сочи процесс строительства идет полным ходом. У нас есть специальное подразделение в центральном аппарате, которое организовано под Олимпиаду в Сочи-2014. В МВД — Спеццентр «Сочи-2014», который отслеживает все процессы криминогенной обстановки. Мы совместно с МВД контролируем, чтобы мигранты не занимали те рабочие места, которые предназначены для российских граждан. Так же будет и на Дальнем Востоке.

В связи с тем, что из-за кризиса много увольнений, кое-кто считает, что ухудшается криминогенная обстановка, что оставшиеся не у дел мигранты, как говорится, выходят на большую дорогу. Так ли это?

К сожалению, если у человека нет денег, чтобы прокормить себя, семью, то он может пойти на нарушение закона. Но если брать количество преступлений, совершаемых иностранными рабочими, то из 100 процентов преступлений лишь 3,5—4 процента приходится на мигрантов. Эта цифра держится практически постоянно. А в отношении иностранных граждан совершается 0,5 процента преступлений. То есть наши граждане более лояльно относятся к иностранцам, чем те к россиянам. Правда, надо сказать, что растет выяснение отношений среди самих иностранцев на бытовой почве в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Каков ваш прогноз на будущее? Увеличится ли число мигрантов в 2009 году, в том числе нелегалов?

Здесь очень сложно делать конкретные предположения. Работодатели хотят привлекать иностранную рабочую силу, потому что далеко не всегда мигрантов могут заменить россияне.

Вместе с тем, по данным социологических опросов, требования безработных российских граждан к будущей зарплате снизились примерно на 20—30 %, что приблизило их к зарплатам иностранных работников. То есть у работодателя появилась реальная альтернатива.

Что касается нелегалов. Службой в Правительство РФ внесен законопроект, которым, в частности, предусматривается введение патентов для иностранных работников, работающих у физических лиц, зачастую без разрешительных документов, а это достаточно большой пласт. Данная новация позволит им выйти "из тени" и работать на законных основаниях на территории страны, а государство получит реальные доходы от оплаты патентов.

Мы стараемся держать ситуацию на контроле.