Вышел комментарий ComNews
Непознанный российский контент
Применение одобренных Советом Федерации резонансных поправок в закон "О рекламе", вероятно, вызовет сложности как у производителей контента и самих телеканалов, так и у инвесторов, вкладывающих в создание телевизионных программ и фильмов.
Об этом репортеру ComNews сообщили представители отрасли.
Напомним, 28 января Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О рекламе". Ранее, 27 января, Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в этот документ. Автором поправок, разрешающих размещать рекламу на тех платных телеканалах, которые заполняют не менее 75% эфира отечественным контентом, выступила депутат Госдумы Ольга Тимофеева.
В законопроекте отечественный контент трактуется как "национальная продукция средства массовой информации" (СМИ). Под этим термином понимается "продукция на русском языке или других языках народов РФ либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем 50%. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами РФ", следует из текста законопроекта, размещенного на сайте Госдумы.
Руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Владимир Лившиц, оценивая законопроект, отметил как его сильные, так и слабые стороны.
Он считает, что законопроект позволил отменить полный запрет рекламы на платных телеканалах. Вначале Ольга Тимофеева предлагала разрешить рекламу на телеканалах, которые заполняют 100% эфира отечественным контентом, напомнил он, добавив, что позже депутаты отказались от этой поправки и учли мнение вещателей, выступавших против. "Это самая существенная поддержка отечественных телеканалов за последнее время", - говорится на сайте НАТ.
С другой стороны, определение "национальной продукции СМИ" дано лишь через производителей контента и через инвестиции, потраченные на его создание, отмечает Лившиц. "К сожалению, авторы закона забыли о главном – о содержании телеканалов, об их программной концепции, о соотношении типов и жанров передач, о том, на кого эти телеканалы будут рассчитаны", - говорит Владимир Лившиц, добавляя, что эту информацию стоило бы указать в законопроекте. "Разве не может российское произведение быть созданным на иностранном материале, по зарубежным сценариям, повестям? Этот контент будет российским или зарубежным?" – рассуждает он.
Независимый адвокат Александр Титов также считает, что применение документа, скорее всего, вызовет сложности. "Закон указывает на такой признак как создание национальной продукции СМИ гражданами РФ и российскими организациями. Сразу возникает вопрос считать ли кино и телепродукцию, созданную в советское, время национальной продукцией? При буквальном прочтении закона, эту продукцию не создавали ни российские граждане, ни российские организации, и считать ее национальной продукцией СМИ нельзя", - рассуждает он.
Еще один вопрос связан с правовой природой аудиовизуального произведения как сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, говорит юрист. "Может ли повлиять использование в аудиовизуальном произведении музыки или сценария, автором которых не являются граждане РФ, на невозможность признания аудиовизуального произведения национальным?" – спрашивает он.
Открытым остается и вопрос о том, что понимать под российским инвестициями, говорит юрист. "Является ли инвестиция собственно российской, если сама российская компания принадлежит иностранцам?" – не понимает он.
Александр Титов полагает, что этот закон будет действительно полезен для российских телеканалов, которые преимущественно сами создают контент, например, такие новостные каналы, как "Дождь", РБК, Lifenews. "Каналы, которые закупают контент, скорее всего, столкнуться со сложностями применения закона", - отметил он.
Представители телекомпаний, работающих в России и предоставляющих каналы с преимущественно зарубежным контентом (Fox International Channels Russia, Disney, Sony Pictures Television Networks Russia, Discovery Channel Russia, медиахолдинг Amedia TV) воздержались от комментариев насчет отношения к законопроекту. Представитель компании Viasat отметил, что сможет комментировать эту ситуацию только после того, как законопроект будет подписан президентом РФ.
Операторы платного ТВ также не стремятся пока к обсуждению этого законопроекта. Пресс-службы ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом" воздержались от пояснений.
"Ростелеком" собирается действовать в соответствии с законом. "Как оператору платного ТВ, "Ростелекому" нет необходимости трактовать формулировки закона. Для этого есть уполномоченные государственные органы (Роскомнадзор, Роспечать, по вопросам рекламы – ФАС). "Ростелеком" будет действовать в соответствии с решениями, правилами и процедурами, в том числе по определению доли отечественного контента в эфире телеканала, которые будут утверждены", - отметил представитель оператора.
Вопрос вызывает и упомянутый в законопроекте пункт о том, что следить за исполнением законопроекта будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ранее председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, выступая на CSTB. Telecom & Media’2015, предположил, что при обнаружении нарушения закона ФАС сможет штрафовать телеканалы. При повторном нарушении ФАС сможет обратиться в Роскомнадзор, который либо вынесет предупреждение каналу, либо лишит его лицензии, полагает он. "Опыт взаимодействия ФАС и Роскомнадзора существует, мы надеемся, что в данном случае он тоже будет эффективным", - сказал Левин. Пресс-служба ФАС вчера не ответила на запрос ComNews насчет того, как служба будет контролировать и высчитывать наличие 75% национального контента.
Напомним, по словам Леонида Левина, законопроект направлен на поддержку тех телеканалов, которые делают ставку на производство и распространение отечественного контента. "Но, в тоже время, принятие законопроекта не повлияет на уход с отечественного рынка западных каналов, к которым привыкли многие российские телезрители, поскольку основной доход они получают от продажи контента", - считает он.
Принятые поправки станут поводом для производителей контента перейти в российскую юрисдикцию, а это привлечет капитал в отечественный сегмент рынка, говорил Леонид Левина. Кроме того, законопроект поддержит отечественного производителя продукции СМИ, в том числе средства массовой информации, которые реализуют социально значимые проекты.
Соотношение 75% национального контента и 25% иностранного уже вызвало недоумевание среди игроков отрасли (см. новость ComNews от 28 января 2015 г.).