Удовлетворен иск о признании незаконным блокирования OAO “Промсвязьбанк” карт MasterCard
В феврале 2013 года на телефон клиента OAO “Промсвязьбанк” пришло два сообщения о блокировании карт MasterCard. В отделении банка сообщили, что расчеты по картам приостановлены по инициативе службы финансового мониторинга банка. Для разблокирования карт клиент должен представить в течение 2-х недель информацию по запросу банка.
В этот же день была направлена претензия банку. В марте в ответ на претензию было получено письмо банка, в котором сообщалось, что блокирование карт связано с непредставлением информации и документов по запросу от 30.01.2013.
В качестве основания запроса банк сослался на ст. 4 и 7 федерального закона от 07.08.2001 года №115-фз, а также п.9.3.7 Правил выпуска и обслуживания международных банковских карт ОАО “Промсвязьбанк”. Кроме того, банк указал, что со счета клиента, открытого в другом банке на счет открытый в ОАО “Промсвязьбанк” регулярно в безналичном порядке зачислялись денежные средства с последующим их снятием в наличной форме.
Банк сообщал об ультимативном требовании, о предоставлении сведений в 14 дней по запросу как условие разблокирования карт. Из приложенного запроса следовало требование:
- предоставить информацию, подтверждающую возникновение денежных средств на счету физического лица;
- письменные разъяснения экономической целесообразности переводов со счета в одном банке на счет в ОАО “Промсвязьбанк”, а также документы, подтверждающие необходимость снятие денежных средств в наличной форме.
Подобные основания блокирования карт показались как минимум странными. В соответствии со ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Ни в договоре с банком, ни в федеральном законе от 07.08.2001 года №115-фз, ни в Инструкции ЦБ №375 –П от 02.03.2012 зачисления и снятие денежных средств физическом лицом не рассматривается в качестве контролируемой или подозрительной операции. Следовательно, никаких оснований для блокирования карт не было. Банк не вправе ограничивать прав своего клиента как собственника денежных средств зачислять на счет или снимать со счета.
Позиция банка свелась к цитированию собственного Порядка выявления необычных и предотвращения подозрительных операция, по которому снятие клиентом денежных средств через банкомат является подозрительной операцией. Более того, из разъяснений представителя банка следовало, что только аттестованный банковский клерк вправе по своему собственному уразумению решать какие операции подозрительные, а какие нет. При этом банковский клерк, не связан ни какими нормативными актами, а принимает решение исключительно по собственному убеждению.
Эта позиция показалась неубедительной. Суд согласился с доводами истца и признал блокирование карт незаконным и обязал банк их разблокировать. После снятие денежных средств, клиент планирует расторгнуть договор банковского счета с OAO “Промсвязьбанк” и перейти на обслуживание в банк, действующий в соответствии с российским законодательством.
Дело вел адвокат Титов А.С.