Не прошло и 10 лет
В октябре 2006 года автор обращал внимание на те негативные факторы, сопровождающие предоставление лицензий в области связи с использованием радиочастот по конкурсной процедуре. В статье “Конкурс на 3G - иллюзия законности” опубликованной в “Сотовике” отмечалось, что “Сама процедура конкурсного выделения лицензий вызывает множество вопросов. Неясно, руководствуясь какими принципами и методикой ГКРЧ должно определять количество выдаваемых лицензий… Процедура проведения конкурса на получение лицензии, определенная Правилами проведения торгов (аукциона, конкурса) также неоднозначна. Если в случае аукциона начальная цена лота (лицензии) должна определяться оценщиком, то совершенно непонятно, по каким критериям комиссия будет признавать лучшими те или иные условия конкурсных предложений, тем более что обсуждение и оценка таких предложений проводится комиссией в закрытом режиме.
Кроме того, неясен и состав комиссии, рассматривающей конкурсные предложения. Правила проведения торгов (аукциона, конкурса) требуют только включения в нее представителя Россвянадзора, который в действительности никак не может повлиять на решение комиссии, так как оно принимается простым большинством при кворуме в две трети от числа ее членов (не менее семи). Соответственно такая комиссия может формироваться из сотрудников Россвязи, то есть лиц находящихся в служебной зависимости, что позволяет усомниться в объективности принимаемых комиссией решениях.
Таким образом, все перечисленные факторы могут привести к тому, что в России стоимость лицензии может составить символическую сумму, особенно на фоне государств Западной Европы, где продажа лицензий дала казне этих стран миллиарды евро.”
В статье “Опять суд” опубликованной автором в “ComNews” в 2012 года также был затронут вопрос о несправедливом конкурсном распределении частот : “Любопытно было бы взглянуть на авторитетную независимую оценку упущенной выгоды России за последние 15-20 лет от выделения частот без торгов, равно как и от проведения конкурсов вместо аукционов. Результаты исследований позволили бы ограничить рамки допустимых решений ГКРЧ, перейти на практику принятия ГКРЧ преимущественно обобщенных решений, определяющих доступный частотный ресурс в определенной полосе и общие конкурентные условия их получения различными пользователями.
Аналогично и для Роскомнадзора законодательством должны быть определены те четкие условия, при которых может быть проведен конкурс. Во всех остальных случаях должен проводиться аукцион на связные лицензии, как во многих странах мира. Например, Италия с населением в 60 млн выручила в 2011 году от аукциона LTE почти 4 млрд евро. В этом аукционе участвовал Vimpelcom в лице своей итальянской дочки WindTelecomunicazioni и заплатил за итальянскую лицензию LTE 1,12 млрд евро.
В России лицензия LTE "ВымпелКому" стоила чуть более 50 евро плюс расходы на конверсию. При этом расчет расходов на конверсию и механизм финансирования конверсии так и не были определены ни ГКРЧ в решении от 08.09.2011, ни Роскомнадзором в конкурсной документации. К тому же не факт, что победители LTE вообще будут оплачивать конверсию. В соответствии с законом "О связи" и федеральным бюджетом, конверсия является расходным обязательством федерального бюджета, эти расходы несет Роскомнадзор за счет платы за использование радиочастотного спектра. Победители конкурсов вполне могут ограничить свои расходы установленной платой за использование радиочастотного спектра.”
6 октября 2015 года Росконадзор отрапортовал на своем официальном сайте о первом аукционе на выдачу лицензии с использование радиочастот в диапазоне GSM 1800 МГц. Это было подано чуть ли ни как прорыв, как историческое событие в распределении частот, цитата -: “Первые в российской истории электронные торги в форме аукциона на право использования радиочастот в диапазоне 1800 МГц были организованы Роскомнадзором на основании приказа Минкомсвязи №159 от 13 мая 2015 года.” “итоговая совокупная стоимость всех лотов аукциона в 6 раз превысила начальную (1033 млн. рублей).”
В действительности никакого прорыва не произошло. Распределение радиочастот подвижной связи на аукционе является давно сложившейся мировой практикой. Более возможность проводить торги на право получения лицензии в форме аукциона была предусмотрена ст. 31 закон “О связи” еще с 01.01.2004 когда закон вступил в силу.
Постановление Правительства РФ от 12.01.2006 N 8 "Об утверждении Правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи" также предусматривало возможность проведения аукциона. Возможность аукциона предусматривает и последняя версия правил торгов- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 480 "О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи". Таким образом, возможности проведения аукциона с получение государством дохода от предоставления частот имелась с 2006 года, однако организаторы торгов каждый раз находили аргументацию в пользу конкурса.
Несмотря на то, что проведенный аукцион нельзя назвать образцовым (так приказ Минкомсвязи №159 от 13 мая 2015 года в п.4 предусматривает, что список лиц, допущенных к участию в торгах за лоты №5, №7 и №8, должен быть ограничен операторами связи, обладающими лицензиями для оказания услуг связи в полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц или 1920-1980 МГц и 2110-2170 МГц на соответствующей лоту территории субъекта Российской Федерации) он все же дал возможность выявить победителя объективно предложенной им ценой. Остается, надеется, что к аукционному принципу перейдет лицензирования в сфере телевизионного и радиовещания с использование радиочастот.
Титов А.С.