Краткая характеристика вводимых ограничений на иностранное участие в СМИ


    Осталось четыре с небольшим месяца до вступления в силу законодательных ограничений на иностранное участие в деятельности российских СМИ. Эти ограничения с 1 января 2016 года вводятся федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Несмотря на то, что закон был принят достаточное время назад, практика обращения масс-медиа в наше правовое бюро показывает, что сотрудники СМИ обладают недостаточной осведомленностью о механизме действия вводимых ограничений.

  Рассматривая регулирование иностранного участия в деятельности СМИ можно признать, что и сейчас ограничений достаточно. Статья 7 закона О СМИ прямо указывает на то, что не может выступать учредителем СМИ гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

 

         Эта норма содержит прямой запрет на возможность учреждения СМИ иностранным гражданином и лицом без гражданства, не проживающим в России. Вместе с тем, на практике был  случаи отказа в регистрации СМИ иностранному гражданину, имеющим в России вид на жительство. Причиной тому могла стать недостаточная проработанность Распоряжения Правительства РФ от 06.10.2011 N 1752-р “ Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации” и Приказа Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации"  так как в них нет конкретного указания на документ, подтверждающий право постоянного проживания в России.

 

        Еще одним важным аспектом данного ограничения является ситуация при которой гражданин России имеет и второе гражданство. Полагаю, что в случае двойного гражданство, наличие у учредителя СМИ гражданства другого государстве не может являться причиной ограничения его конституционного права на распространение информации (ст. 29 Конституции РФ). Кроме того, изучение закона О СМИ показывает конкретные случаи ограничений на участие в СМИ граждан с двойным гражданством.

  

      Нужно отметить, что закон О СМИ запрещая учреждать СМИ иностранным гражданам и лицам без гражданства не содержит подобный запрет для иностранных организаций. В практике наша компания сталкивалась со СМИ, учредителем которого была иностранная компания. Однако реально зарегистрировать СМИ на иностранную организацию будет проблематичным т.к.  ни Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1752-р, ни Административный регламент Роскомнадзора не содержат перечень документов, представляемых иностранной организацией для регистрации СМИ.

 

   Таким образом, как для случая с иностранных гражданином, лицом без гражданства, так и для случая с иностранным юридическим лицом, сейчас целесообразна регистрация российского юридического лица с иностранным участием, которое  в свою очередь выступит учредителем СМИ.

 

Еще одним вариантом распространения СМИ, применительно к иностранным печатным изданиям, является получение Разрешения Роскомнадзора на распространение в РФ продукции зарубежного периодического печатного издания. В этом случае иностранное периодическое печатное издание может на законных основаниях импортироваться и распространяться в России.

 

 Специальные ограничения, связанные с учреждением и распространением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм содержаться в ст. 19.1 закона О СМИ. В отличие от вещательной деятельности, учредителем теле, радиоканал может быть как юридическое, так и физическое лицо.

 

Помимо общего запрета на учреждение СМИ иностранными гражданами и гражданами без гражданства, не проживающими в РФ постоянно, запрет выступать учредителем перечисленных видов СМИ распространяется на граждан Российской Федерации, имеющий двойное гражданство. Кроме того, не могут выступать учредителями - иностранное юр.лицо, а равно российское юр.лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более.

 

В отношении  ограничений на учреждение теле  и радиоканалов иностранными юридическими физическими лицами, а также гражданами РФ, имеющими двойное гражданство ситуация довольно определенная. Однако с российской компанией, выступающей учредителем СМИ, установленные законом ограничения, могли быть преодолены путем не прямого участия в уставном капитале организации иностранцев, а через российскую компанию, которая могла на 100 процентов принадлежать иностранцам.

        

Подобные ограничения установлены и для вещателей, но с рядом особенностей. Согласно той же ст. 19.1 закона О СМИ иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

 

Как следует из приведенной нормы доля участия иностранного капитала в уставном капитале российской –организации вещателе не может превышать 50 процентов, если зона вещания превышает половины субъектов РФ или охватывает более половины населения страны. Здесь необходимо напомнить, что федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" относит к деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществление телевизионного вещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации. Это закон указывает и на признаки контроля хозяйственного общества, как например,  право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица.

 

Несмотря на существующие ограничения, иностранный владелец телеканала мог обойти и эти ограничения, используя несколько принадлежащих ему вещателей для организации вещания на территории всей России.  Для этого достаточно учредителю СМИ (имеющему редакцию как структурное подразделение) не оформлять на себя вещательную лицензию, а заключить договоры на предоставление права вещания с несколькими вещателями, ограничив территорию и охват их вещания в целях соблюдения требований ст. 19.1 закона О СМИ. При этом такие вещатели могут и на 100% принадлежать иностранным участникам.

 

Введенные законом от 14 октября 2014 г. N 305 изменения в закон О СМИ главным образом коснулись ст. 19.1 закона. Иностранные печатные издания, как и ранее, могут импортироваться в РФ при условии получения разрешения Роскомнадора (ст. 54 закон О СМИ). Те же издания, что издавалась в России по лицензии западного СМИ, могут также получить разрешение на распространение и уже ввозиться как чисто иностранные издания.

 

Изменения в закон  предполагают следующее:

 

1)    Полный запрет выступать учредителем СМИ, редакцией СМИ, организацией, организацией осуществляющей вещание иностранному государству, международной организации, а также находящаяся под их контролем организациям, иностранному юридическому лицу, российское юридическому лицу с иностранным участием, иностранному гражданину, лицу без гражданства, гражданину Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства.

 

 В отличие от существующего регулирования, расширены категории граждан и организацией, которых коснулись ограничения в СМИ. К ограничениям в отношении учредителей СМИ дополнительно введен запрет в отношении иностранных организацией, иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их места жительства, российских граждан с двойным гражданством.

 

В отношение вещателей, допустимый порог иностранного участия исключен и установлен полный запрет на иностранное участие. Однако в отличие от существующей редакции закона О СМИ,  новая редакция закона не запрещает владение вещателем российским гражданином, имеющим двойное гражданство.  

 

Новацией стало указание, касающееся редакции СМИ. Согласно ст. 2 закона О СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Ситуация ясна если речь идет об отдельном гражданине, который является иностранцем. Также понятна ситуация когда функции редакции выполняет иностранная организация или российская организации с иностранным участием.

 

 Возникает вопрос о допустимости работы иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан с двойным гражданством  в составе редакции, в случаях, если речь идет о редакции в составе российской организации, без иностранного участи. Аналогичный вопрос возникает в случаях, когда редакция является объединением граждан.   

 

Полагаю, что изменения в закон не могут рассматриваться как ограничивающие права иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан с двойным гражданством на профессию журналиста.  Вводимое же ограничение необходимо рассматривать только применительно к случаям, когда редакцией является один гражданин иностранного государства, лицо без гражданства, российский гражданин с двойным гражданством или иностранная организация, российская организация с иностранным участием.

  

2)    Изменения в закон О СМИ предусматривают и ограничения владения долями в российских организациях, которые являются участниками (членами, акционерами) учредителей, редакций СМИ и о вещателей.  

 

Речь идет о максимальном владении долей (акциями) в размере 20%  от уставного капитала участников (членов, акционеров)  учредителей, редакций СМИ и  вещателей иностранными организациями, гражданами, лицами  без гражданства, российскими гражданами с двойным гражданством, российским организациям с иностранным участием, превышающим 20% уставного капитала.

    

По сути, норма закона О СМИ предлагает допустимый вариант структуры участия, в котором сам учредитель, редакция СМИ, вещатель не могут иметь напрямую в своем составе участников иностранный элемент. Если допустить, что участником учредителя/редакции/вещателя является на 100 % другое юридическое лицо участником (и) которого является на 80% граждане и организации без иностранного участия и на 20% с иностранным участием, особенно когда директор в обеих организациях один,  то фактическое распределение их участия в деятельности организации бы соответствовало и прямому распределению участия в самом учредители/вещателе/редакции СМИ. Таким образом, законодатель мог бы просто понизить долю иностранного участия до 20%, не навязывая схемы с множеством юридических лиц.

 

Также неясно как работает это ограничение в структуре, когда СМИ  - юридическое лицо (учредитель, редакция, вещатель) принадлежит на 100% российскому юридическому лицу, то в свою очередь принадлежит на 20 % иностранному участнику и на 80 процентов российскому юридическому лицу, которым владеют две российские компании, которыми в свою очередь могут владеть уже 100% иностранный участник. Эта цепочка в управлении уже не противоречит приведенным ограничениям, хотя может уже рассматриваться как форма косвенного управления, о котором речь пойдет ниже.  

 

3)    Изменения предполагаю и ограничение на возможное влияние лиц, с иностранным элементом на деятельность СМИ.  Не допускается установление любых иных форм контроля над учредителем,  редакцией СМИ, вещателем, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

 

По всей видимости, этой нормой закона предполагается запрет на создание учредителей/редакций/вещателей с номинальными владельцами, которые фактически будут осуществлять волю реальных владельцев с иностранным участием. Полагаю, что на практике отследить  схему номинального управления через владение СМИ через цепочку российских компаний Роскомадзор,  скорее всего, не сможет т.к. для этого необходимо обладать полномочиями оперативных служб. Скорее всего, схема с номинальным владением и станет самой распространенной.

 

 Вместе с тем возможны и другие эффективные и законные способы контроля и управления СМИ. Как вариант может иметь место предварительная регистрация названия СМИ как товарного на иностранную компанию c последующим представлением прав на него учредителю российского СМИ. Также  предоставление прав на контент иностранной компанией российскому учредителю СМИ на основании лицензионного договора. Финансирование СМИ может оговаривается жесткими условиями займа, представляемого иностранным инвестором.

 

Фактически в рамках подобных схем сотрудничества участие российского партнера, даже с определяющей долей, становиться номинальным т.к. СМИ становиться зависимым от предоставленных прав на бренд, контент и финансирование.

 

 

 Несмотря на то, приведенные выше поправки имели большой общественный резонанс, варианты сохранения владения СМИ иностранными инвесторами, скорее всего, будут найдены. Однако само навязывание российского участия делает уязвимой схему финансирования СМИ иностранным владельцем, что негативно отразиться на  инвестициях в российские масс-медиа.

 

 

Титов А.С.