Комментарий Титова А.С. “Судьбу Samsung решит народ”
Судьбу Samsung решит народ
Московское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело против российского представительства Samsung (ООО "Самсунг Электроникс Рус Компани") по признакам нарушения Федерального закона (ФЗ) "О рекламе". В УФАС утверждают, что в телевизионной рекламе смартфонов Samsung содержится недостоверная информация и некорректное сравнению товаров с продукцией Apple. С целью объективного рассмотрения ситуации, касающейся некорректного сравнения товаров, столичное УФАС объявило о проведении онлайн-опроса пользователей на своем сайте. По результатам опроса УФАС планирует принять решение по доквалифицированию возбужденного против Samsung дела.
Как уточнил корреспонденту ComNews представитель столичного УФАС, дело в отношении Samsung возбуждено по признакам нарушения п.3 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" вчера (11 февраля), по жалобе гражданина.
"Дело в том, что в рассматриваемой телевизионной рекламе сообщается, будто определенная модель телефона Samsung продается только в "Евросети", однако установлено, что это не так. Более того, данная модель стала доступна к продаже в некоторых других магазинах даже раньше, чем в "Евросети", - пояснил представитель УФАС. Он добавил, что рассмотрение этого дела назначено на 24 марта 2016 г.
Кроме того, в московском УФАС усмотрели в телевизионной рекламе Samsung еще и признаки некорректного сравнения товаров с продукцией Apple. С целью объективного рассмотрения ситуации, касающейся некорректного сравнения товаров, столичное УФАС объявило о проведении онлайн-опроса пользователей на своем сайте.
Пользователям предоставляется возможность ответить на вопрос: "Вызывает ли использованная в рекламе мобильных телефонов фраза "фруктовая компания" ассоциацию с компанией Apple, а фраза "глюк фруктовой компании" - с продукцией компании Apple?" Завершить онлайн-опрос УФАС планирует в конце февраля.
По словам представителя московского УФАС, результаты опроса покажут, какое количество граждан (как в абсолютной величине, так и в соотношении с москвичами, считающими рекламу допустимой) видят спорное сравнение как некорректное.
"Результаты опроса, как правило, играют решающую роль при решении вопроса о возбуждении дела. В данном случае уже возбужденное дело может быть доквалифицировано нарушением п.1 ч.2 ст.5 ФЗ "О рекламе", - заметил представитель УФАС. Он добавил, что штраф, предусмотренный за нарушение указанной статьи ФЗ "О рекламе", может составить от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Пресс-службы Samsung и Apple вчера воздержались от комментариев.
Представитель столичного УФАС отметил, что в целом опрос общественного мнения в такой ситуации - стандартная для территориальных антимонопольных органов мера выяснения мнений различных категорий населения об отношении к такой рекламе.
По словам председателя организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олега Павлова, ФАС и ее территориальные органы в данном случае демонстрируют привычную для них открытость. Для руководства службы, как добавил он, уже давно стало хорошим тоном обсуждать такие проблемы на профильных экспертных советах и учитывать мнение специалистов.
"Опрос пользователей в данном случае - правильный шаг, ведь именно на рядовых потребителей направлена реклама и именно их восприятие имеет значение для правильной квалификации. При этом, безусловно, важно, чтобы подобный опрос был защищен с технической точки зрения от накруток и прочих недобросовестных действий. Заинтересованные стороны не должны иметь возможность оказать влияние на результат", - отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Олег Павлов.
Независимый юрист Александр Титов сказал, что метод социологического опроса широко используется в процедуре признания товарного знака общеизвестным. По его словам, суды принимают результаты соцопросов в делах, связанных с выявлением сходства до степени смешения товарных знаков. Что касается дел, связанных с оспариванием решений антимонопольной службы, добавил он, суды принимают во внимание результаты социологических опросов (например, в делах, связанных с неэтичной рекламой).
"Но говорить о доказательности опроса на сайте столичного УФАС я бы не стал, так как социологический опрос предполагает методику, позволяющую прийти к более или менее объективной картине. Здесь опрос проводится среди аудитории Интернета по поводу рекламы, рассчитанной на телезрителя. Восприятие рекламного ролика (в плане ассоциации с продукцией Apple) у пользователей Интернета, скорее всего, существенно будет отличаться от восприятия ролика аудиторией телеканалов. Кроме того, совсем не все пользователи Интернета являются и телезрителями, соответственно некорректно выяснять мнение тех, к кому эта реклама не обращалась", - заключил в беседе с ComNews Александр Титов.