Шесть миллионов составила налоговая выгода от пересмотра архивной кадастровой стоимости


    Смоленский областной суд вынес решение в пользу моего доверителя об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков на период 2020-2022 годов (дело № 3а-3/2024). Разница между первоначально установленной кадастровой стоимостью и установленной судом рыночной стоимостью земельных участков составила порядка 60 %, что привело к налоговой выгоде за три года в шесть миллионов рублей.

    Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 г. № 28 в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требования о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такового пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»).

     Доверитель имел право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости  для целей, установленных законодательством в связи с наличием недоимки по земельному налогу. Кроме того, налоговым органом было инициировано в отношении него производство о признании банкротом по причине недоимки по налогу на землю. Вывод о том, что наличие недоимки по налогу дает право оспаривания кадастровой стоимости, подтверждает Верховный суд в Определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 32-КГ16-33, от 16.02.2017 N 67-КГ16-23 , а также другая судебная практика  (например, Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.12.2019 по делу N 88а-3213/2019, Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 N 66а-171/2022).

     Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    В случае изменения кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 1438-О). Аналогичная позиция содержится в пункте 1.1. статьи 391, пункте 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).

    Согласно статья 78 Налогового Кодекса Российской Федерации не ограничены по сроку возможности для заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога. Статья 81 Налогового Кодекса Российской Федерации не ограничивает срок подачи уточненной налоговой декларации.

     В рамках проведенной работы была организована независимая оценка рыночной стоимости земельных участков на ту же дату, что она определялась для целей установления кадастровой стоимости (01.01.2019). При этом, в иске заявлялось требования о применении установленной оценщиком рыночной стоимости на период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года, то есть в период применения оспариваемой кадастровой стоимости.

    В предварительном судебном заседании было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы заключения оценщика и определения рыночной стоимости участков, если заключение не соответствуют требованиям законодательства. По итогам судебной экспертизы, стоимость участков была несколько увеличена экспертом, однако она составила на 60% меньше, установленной кадастровой стоимости.   С заключением экспертизы истец согласился и просил суд установить архивную кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном экспертом. Решением суда иск был удовлетворен, что позволит уточнить налоговую базу по налогу на землю и обеспечить налоговую выгоду от такого пересмотра.

    Адвокат Титов Александр Сергеевич, г.Москва